ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. МАТВЕЕВА ДЫРА

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. МАТВЕЕВА ДЫРА
2858
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. МАТВЕЕВА ДЫРА

В любом средневековом городе обязательно найдутся очевидцы, которые спускались в подземелье, не имеющее конца. Но практически всегда на пути научных открытий стояла грунтовая вода, осыпавшаяся земля, «непреодолимая сила», либо рассказчик в силу давности событий не мог вспомнить подробностей. Как и любой другой европейский замок, Выборгский замок имеет в своем арсенале легенду о подземном ходе. Более того замковый «подземный ход» имеет свое название - «Матвеева дыра».

По мнению современного французского исследователя Жана Мески, в средневековых замках никогда не существовало запасного, «пожарного» выхода. Возведение подземных сооружений в средние века было трудозатратным и дорогим предприятием. На строительство километровых тоннелей приходилось бы тратить суммы, сопоставимые с годовым содержанием замка. Тем не менее, тоннели под землей строили.  В Выборге еще в XIX в. рабочие при проведении земляных работ в Старом городе стали натыкаться на средневековые подземные сооружения, как правило, подвалы старых домов. В те времена жители города при виде таинственных сооружений делали один единственный вывод – перед ними подземный ход, ведущий в старый замок. В одном из таких подземных «коридоров» строители обнаружили деревянную дверь, обитую железом. Выполненная в стиле «барокко», дверь и по сей день хранится в Национальном музее Финляндии. В средневековых городах и замках действительно существовало множество подвалов, которые зачастую соединялись переходами, образовывавшими целую сеть подземных коммуникаций. Все эти постройки служили одной задаче – сохранить в холоде многочисленные запасы продуктов питания. 

Как это ни парадоксально, но подлил масла в огонь профессор истории Альфред Хакман, обнаруживший в архивах отчеты о строительных работах в Выборгском замке. Согласно записи за 1561–1562 гг., на замковом валу напротив города был построен «тайный дом», в котором была устроена лестница, ведущая к берегу пролива. Одновременно с этим в залив около Абовского (Крепостного) моста были забиты 359 бревен, а между замком и городом «проводились землеройные работы и кладка стены». Стоит отметить, что упомянутого в тексте количества бревен было вполне достаточно для того, чтобы набить сваи вплотную друг к другу и перегородить узкий пролив дважды. По мнению А. Хакмана, строители выкачали воду между двумя свайными стенами, а на освободившемся участке возвели каменную стену от замка до города. Когда строительство облицованной камнем дамбы было закончено, свайные стены были разобраны. Для устройства сообщения замка с городом, стоявшие напротив замка бюргерские дома были перенесены в другое место. Двусмысленность текста документа, а также отсутствие каких-либо карт или чертежей, иллюстрирующих замковые отчеты, стали благодатной почвой для толкований, версий и легенд. Скажем прямо, в существование герметичного подводного сооружения в XVI в., верится с трудом, хотя в те времена уже предпринимались первые попытки создания водолазных костюмов.

Мало кто из исследователей «тайного хода» обращал внимание на тот факт, что в записи за 1582 г. указано, что «вал, соединявший замок с городом, был разобран для постройки новой переправы». Из тех же замковых отчетов мы знаем, что почти каждый год деревянный Абовский мост разбивали весенние или осенние штормы, а затем мост отстраивали заново. Разбор каменной дамбы между замком и городом через двадцать лет после возведения говорит нам о том, что средневековые строители еще сильно зависели от природной стихии. В отчете за 1603 г. снова упоминаются ремонтные работы на «потайном ходе» между замком и городом: «железные двери к двум воротам, крючки, замки, железные прутья и гвозди … для перекрытия над тайным ходом пиленых досок 300, дегтя – 4 бочки». Вероятно, в «тайном доме» были установлены железные двери с замками, а просмоленные доски были использованы для установки перекрытия либо кровли. 

В 1935 г. архитектор О.И. Меурман, о котором пойдет речь в следующей статье, в ходе работ по изучению утраченных сооружений Замкового острова наткнулся на основание каменной башни. По его воспоминаниям, археологи «увидели, что в землю уходит винтовая лестница. В ходе раскопок обнаружились помещения, пол нижнего из которых находился на уровне воды». Таким образом, двух- или трехэтажная башня служила спуском к берегу, откуда начиналась каменная дамба. Вероятно, на строительство кровли над башней и были потрачены материалы из отчёта за 1603 г. Ровно через двадцать лет буря сорвала крышу с «тайного хода», и рабочие снова принялись за ремонт кровли. 

Читатель спросит: где же тогда располагалась «Матвеева дыра»? Только в отчетах за 1660, 1668 и 1678 гг. мы встречаем упоминание о «Маттин рейка» («Mattin reikä»), что в переводе с финского языка означает «Матвеева дыра». Сопоставив замковые отчеты и шведские карты, можно предположить, что неподалеку от «тайного дома», был устроен пандус, ведущий на южный бастион (об устройстве этих ворот мы рассказывали в статье про бастионы). Проход был перекрыт сверху деревянной крышей, а в стене вала был построен воротный проем. Так или иначе, с конца XVII в. вплоть до середины XVIII века пройти к переправе между городом и замком можно было только по этому спуску. Подобные сооружения в крепостях эпохи нового времени назывались сортия («sortie» – выход, фр.). Но почему замковая сортия получила имя Матти (Матвея), популярное среди финских крестьян, и когда она заменила собой «тайный дом»? На эти и другие вопросы должны ответить будущие архивные и археологические находки.

Как долго просуществовала каменная дамба в проливе между замком и городом мы не знаем. На одном из первых изображений Выборга, плане А. Стренга 1642 г., изображена дамба, прерывающаяся в середине для прохода лодок. На шведских картах Выборга начала XVIII в. на месте пролива между замком и городом можно увидеть груду камней, либо деревянный мост. Во время осады Выборга русскими войсками в 1710 г. «мост для сохранения сообщения замка с городом» использовался для смены караульных солдат и перевозки запасов пороха из замка в город.

 После взятия города русскими войсками, военный инженер А. де Кулон принялся за реконструкцию некогда шведской крепости. По мнению инженера «тайный» выход из замка в город находился в неудовлетворительном состоянии, поэтому он настаивал на восстановлении прохода, «когда неприятель отобьет ворота, то из шлосса без выходу в крепость пройти невозможно». Судя по всему, «тайный ход» был ликвидирован по личному распоряжению фельдмаршала Б.К. Миниха в 1740 г. Рабочие разобрали деревянный мост между замком и городом, а малые ворота в городском валу, выходившие на переправу, замуровали. В то время уже существовали бастионы и куртины Аннинских укреплений, закрывавшие от противника гавань у замка, поэтому мост-дублер больше не требовался.

Касаясь вопроса о существовании подземного хода между замком и Старым городом, нельзя не упомянуть железную дверь в южном углу замкового вала. Любопытные посетители замка обязательно заглядывают в бетонную нишу. Сотрудники музея неоднократно слышали воспоминания старожилов, согласно которым именно оттуда шел подземный ход к Комендантскому дому. Однако черно-белые фотографии Выборгского замка периода независимости Финляндии приоткрывают вместе с железной дверью завесу тайны. Железобетонный шкаф с металлической дверью появился в валу только в 1920-х гг., и в нем располагалась либо трансформаторная будка, либо узел военной связи. Но чтобы окончательно не расстроить любителей подземелий скажем, что валы замка хранят для нас не менее интересные, чем легендарный тайный ход, подвальные помещения, которые рано или поздно дождутся своих археологов и реставраторов. 

Алексей МЕЛЬНОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Читайте также