Что связывает род Янишей с Выборгом?
Рассказывая о доме Хакмана в Старом городе, мы упомянули о трёх выборгских семьях, судьбы которых так или иначе связаны с этим уникальным зданием, построенным известными зодчими в стиле Северного модерна. Хакманам и Сутгофам были посвящены предыдущие публикации. Сегодня речь о семье Яниш, представители которой сыграли важную роль в истории не только Выборга, но и России.
О купце Готфриде Янише известно, что он приехал в шведский город Ниен из Силезии. В 1686 году у него родился сын Никлас. В начале 18 века многие жители Ниена, в том числе и Готфрид с семьей, который кроме сына воспитывал ещё трех дочерей, были эвакуированы в Выборг.
14 июня 1710 года преподаватель Выборгской гимназии Магнус Алопеус, который позже станет викарием шведского и финского прихода, отметил (по-шведски) в своей записной книжке: «Русские пришли в город».
Выйдя после осады из своих укрытий, жители Выборга нашли свои каменные дома стоящими без крыш и с пробоинами в стенах, а деревянные строения полностью сгоревшими. Кафедральный собор лежал в руинах, без всякой надежды на восстановление, а здание Ратуши, которое возводилось не одним поколением горожан, получило серьёзные повреждения. Больше всего пострадал район Валли (Соборная площадь, территория Панцерлакса и примыкающего сквера), он был буквально завален пеплом и золой, а от района Панцерлахти не осталось даже и следа. Лесопилки, чугунолитейные заводы и фермы, находившиеся за городом, тоже были разрушены.
Но жизнь в городе продолжалась, и торговля достаточно быстро приспособилась к новым условиям. В 1718 году в Выборге проживало 1327 жителей, что было в три раза меньше чем до войны.
Купеческое сообщество из ганзейских городов, обосновавшееся в Выборге во время шведского правления, легко установило тесные отношение с новым правительством. Стокгольмские торговцы смолой, солью и табаком утратили свое былое могущество. У выборгских купцов, занимавшихся внешней торговлей, появилась хорошая возможность наладить торговые отношения со странами Центральной Европы и Атлантики. Старые торговые связи с Западной Европой тоже начинают постепенно налаживаться. Сохранившиеся бухгалтерские книги 1710-1713 годов позволяют говорить о довольно активной деятельности выборгских купцов. Из Амстердама и Лондона в Выборг приходили суда, гружённые преимущественно солью и табаком, а обратно везли смолу и древесину. К 1715 году восстановилось торговля между Выборгом и Таллином.
Российские власти, заинтересованные в развитии торгового судоходства в Выборге, старались всячески его стимулировать. Они разрешили местным купцам иметь собственные суда и управлять ими. Кроме того, российский флот предоставил им свои корабли и солдат в качестве лодочников, капитанов и даже офицеров для надзора за погрузкой.
В документах того времени упоминается о неком парусном судне, на котором господин Никлас Яниш, сын Готфрида Яниша, перевозил древесину в Уурас (Высоцк).
Никлас Яниш слыл в городе влиятельным и авторитетным купцом. В числе четырёх купцов он входил в местный Совет старейшин. Городские старейшины вели переговоры с буржуазией по наиболее важным вопросам и представляли свои пожелания совету.
У Никласа Яниша была большая семья: семеро детей от первой жены Гешен Теше и двенадцать от Хелены Принц. О том, как сложилась их судьба, мы расскажем в следующих публикациях.
Денис ГИЛЬМАНОВ
Читать все статьи автора Денис Гильманов
Читайте также
-
«Бронзовая» Карина
-
Областное управление ветеринарии рассказало об особенностях регистрации собак
-
ФАС провела проверку комитета по тарифам Ленобласти
-
Торговые точки Ленобласти должны быть готовы к нестандартным ситуациям
-
Областной Госжилнадзор предупредил о новой схеме мошенничества
-
Сводка по пожарам в Выборгском районе за минувшую неделю