Там, за Кавказским хребтом…

Там, за Кавказским хребтом…
480

Армения когда-то входила в состав СССР в качестве союзной республики. Сегодня это самостоятельное государство, побывать там – значит, съездить за границу. Нашему корреспонденту удалось заглянуть в эту удивительную страну гор, потрясающей национальной кухни, музеев, храмов, памятников, уникальной архитектуры и вековых традиций.

Эта поездка стала возможной благодаря приглашению Института региональной прессы во главе с другом нашего издания Анной Аркадьевной ШАРОГРАДСКОЙ на семинар, посвящённый современным трендам развития журналистики и обмену опытом с армянскими коллегами. Особо подчеркнём, что из Ленинградской области было приглашено только одно СМИ - наше.

 Первое впечатление

У подножия большого каскада

Путешественнику, впервые пролетающему над Кавказским хребтом, с большой высоты горы кажутся похожими на смятую белую бумагу. На земле мнение радикально меняется: Арарат, возвышающийся практически над взлётной полосой аэропорта Звартноц, завораживает своим белоснежным великолепием.

Опуская эмоции, отметим: гора Арарат (её высота 5165 метров) совсем немного ниже кавказской доминанты Эльбруса (5642) и имеет младшего брата – двухтысячник Малый Арарат. Обе вершины вздымаются над столицей и в хорошую погоду видны практически из любого уголка города. Особенно, конечно, с возвышения.

Идеальной смотровой площадкой для созерцания Арарата является большой каскад – архитектурно-монументальный комплекс в центре города высотой около 120 метров. На вершину ведут 572 ступени. Заметим, что тренированному путешественнику, не раз бывавшему в Выборге и поднимавшемуся на башню святого Олафа, куда ведут 239 ступеней, а это всего в два с половиной раза меньше, восхождение на каскад не составит большого труда.

Можно подняться и на эскалаторе, установленном внутри каскада. Вдоль подъёмников размещены экспонаты музея современного искусства. В парке у подножия - ещё немало авангардных и не очень экспонатов в виде скульптур.

К слову, сам Ереван имеет 2800-летнюю историю.

 Неформатный взгляд

Удивительно было встретить в городе большое количество ничейных собак, причём довольно крупных. Они совершенно спокойно относятся к людям, не ведут бровью при приближении к ним и даже демонстрируют высочайшую степень доверия к двуногим, лёжа кверху животом. На ухе каждой есть чип в виде красного диска диаметром сантиметра три, судя по наличию которого каждая особь здесь наперечёт. Туристы подкармливают собакенов, безбоязненно гладят их, умиляясь их упитанности и полному доверию.

Поскольку в Ереване едва ли не 365 солнечных дней в году, а столбики термометра летом нередко переваливают за плюс 40, здесь много питьевых фонтанчиков, спасающих многих от тепловых ударов. Есть среди них одинокие, выполненные в форме невысокой стелы, а в людных местах установлены целые комплексы, у которых могут утолить жажду сразу несколько человек.

Бросается в глаза большое число скамеек, и отнюдь не только во дворах у подъездов. Присесть и передохнуть можно практически на каждом шагу. У банкоматов и уличных терминалов оплаты сотовой связи и т.п. можно видеть небольшие подставки для пакетов и сумок, что бесспорно является удобством, если приходится платить за телефон по пути из продуктового магазина. Тротуары часто заставлены столиками многочисленных кафе, так что пройти мимо можно только гуськом.

Построенные из туфа и кажущиеся в сумерки или пасмурную погоду мрачными дома солнце высвечивает пёстрой мозаикой. Местный камень, использующийся для строительства, неоднородный по цвету, что визуально облегчает брутальность строений в центре столицы. Вечером на многих зданиях включается архитектурная подсветка, добавляющая глубины и объёма.

 Цвет граната

Наши страны связывает очень многое. Миллионы ценителей живописи восхищаются полотнами великого мариниста Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна), поколения меломанов слушали шансонье Шарля Азнавура (Вагинака Азнауряна), чьё имя носит одна из площадей армянской столицы, и памятник которому стоит в родном Гюмри.

Кто из рождённых в СССР не знаком с творчеством Армена Джигарханяна, Фрунзика Мкртчяна, Арама Хачатуряна, Сергея Параджанова? После поездки в Армению захотелось переслушать «Танец с саблями», пересмотреть «Тегеран-43» и «Мимино», увидеть «Тени забытых предков» или «Цвет граната». Гранат, между прочим, является одним из символов Армении.

Помимо осмотра широко известных достопримечательностей надо обязательно сходить в музей Сергея Параджанова. Он был построен по замыслу самого кинорежиссёра, но открытие его задержалось, и первые посетители увидели многочисленные афиши, коллажи, эскизы и ассамбляжи, созданные рукой мастера, спустя год после его ухода из жизни…

Судьба политика, писателя и музыканта Александра Грибоедова тоже является связующей – для армянского народа он был большим другом. Об этом узнают старшеклассники на уроках литературы, проходя по программе «Горе от ума», и ученики музыкальной школы, разучивая «Вальс Грибоедова» ми-минор.

 Наследие

Пребывание в Ереване совпало с предпасхальными днями и самим праздником. Накануне вечером улицы были полны народу, очень много молодёжи. В Светлое Воскресенье гостиничный завтрак начался, конечно же, с кулича и крашенных в лучших традициях луковой шелухой яиц.

К кафедральному собору Еревана, носящему имя святого Григория Просветителя, до вечера шёл нескончаемый поток прихожан. Маленькая церковь Святой Богородицы Зоравор (в переводе - всемогущей) тоже не пустовала, хотя находится она в тесном дворике между многоэтажками центра. Свечи здесь ставят прямо на улице в большой прямоугольный подсвечник, наполненный песком и водой. При входе внутрь платок не обязателен. Некоторые юные прихожанки одеты весьма смело – в шорты, например.

Интересно было узнать историю церкви Святой Богоматери Катогике. Археологи датировали высеченные на одной из её стен надписи 1264 годом, а это на 30 лет раньше основания Выборга. Рядом с ней уже гораздо позже построен храмовый комплекс и резиденция верховного патриарха – каталикоса всех армян.

Национальная галерея, центральная библиотека, оперный театр и десятки других центров культуры прекрасны как по форме, так и по содержанию.

 Детали

Двери в некоторых зданиях в центре столицы похожи на порталы в иные миры – старинные, брутальные, за которыми, кажется, скрывается что-то сказочное. Есть и креативно-легкомысленные примеры: вход в ателье увешан алыми объёмными бантами, в цветочную лавку – яркими бутонами метрового диаметра. Ступени на крыльцо, к примеру, парикмахерской оснащены складным пандусом для маломобильных посетителей.

То там, то тут на стенах виднеются граффити, непохожие на те, что мы привыкли видеть. Южане расписывают вертикальные поверхности практически настоящими картинами, а вовсе не непристойными надписями.

Периодически можно видеть клетки с разной живностью. По пути к музею Параджанова нам встретился петух, под деревом на проспекте Маштоца – мирно соседствующие с утятами карликовые кролики.

А уж у рынка, который все почему-то называют ГУМ, и вовсе птичий базар с несушками, которых можно купить живым весом. Ещё из странных названий – блошиный рынок «Вернисаж». Здесь можно найти винтажные редкости и современные изделия местных ремесленников. Особенно много деревянных, глиняных и тряпичных сувениров, украшений из серебра и кожи.

Возвращает путешественника к началу повествования – легендарному Арарату, не менее легендарный одноимённый крепкий напиток. Виноград для него выращивают у подножия гор, а производят коньяк на заводе, комплекс зданий которого похож на крепость.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также