Реставрация – дело хлопотное, но очень важное
Сегодня мы беседуем с Еленой РОГОЗИНОЙ об одном из наиболее важном деле в ее жизни, и в жизни нашего города – о реставрации библиотеки Алвара Аалто.
(Начало читайте в статье "Елена Рогозина: Люблю выстраивать новые схемы")
По характеру – новатор
Реставрация библиотеки Алвара Аалто растянулась на 15 лет. И так получилось, что именно в 2010 году было принято решение правительства РФ о выделении средств на завершающий этап реставрационных работ. Наступил самый масштабный и самый скоростной этап реставрации. Излишне говорить, сколько новых обязанностей научился тогда выполнять новый директор. Заявки, сметы, соответствие всех элементов проекту – все это и многое другое пришлось осваивать на ходу. Но больше волновало даже не это - училась всему она быстро - а осознание того, что в обновленном здании и работу нужно будет выстраивать по-новому.
- Реставрация нашего библиотечного сознания было еще более глубокой и сложной работой, чем реставрация здания. Назад мы возвращались уже с пониманием того, как будем здесь работать. Новые подходы рождались в спорах – все решения принимались коллегиально.
Меняли все кардинально. Установили единую регистрационную стойку, где стали записывать всех читателей, которые затем уже могли выбирать книгу в том отделе, который им интересен.
- Очень сложно было убрать книги из-за спины. Как всегда было в библиотеках? Самый ценный фонд – за спиной библиотекаря, и уйти от этого оказалось очень сложно. Нам удалось: сегодня все книги в свободном доступе на полках, самые лучшие образцы – в читальном зале, где с ними можно поработать. Один за другим мы ломали собственные стереотипы!
Когда библиотека работала на временных площадках, книжное хранилище было оторвано от отдела обслуживания, и библиотекари были вынуждены допустить читателей в хранилище, где они самостоятельно выбирали книгу. Идея показалась интересной, и, вернувшись в родные стены, этот подход сохранили. В свободном доступе книг сейчас гораздо больше, но если читателю интересно самому выбрать книгу в хранилище, возможность у него такая есть.
- Я люблю выстраивать новые схемы и системы, - признается Елена Сергеевна
Сегодня здесь автоматизированы практически все библиотечные процессы - с момента заказа книги, поступления ее в библиотеку, выдачи читателю до проверки фонда – все делается в автоматизированном режиме, вплоть до списания.
Новые технологии
Одним из переломных моментов для библиотечных работников стал переход с бумажного формуляра на электронный. Основной базой библиотеки А. Аалто сегодня является электронный каталог. Создана и читательская электронная база, где нет персональных данных, а указывается только имя-отчество и год рождения, по которым можно идентифицировать читателя.
- Есть еще много разных технологических процессов, которые можно развивать. Например, заказывать книгу из дома через электронный каталог. Или, сканировав электронный билет, получить доступ к библиотечным мероприятиям. К сожалению, пока библиотечная программа не позволяет нам развиваться так быстро, как бы хотелось. Но надеемся, что она будет доработана, и у нас появятся новые возможности.
Екатерина ВОРОБЬЕВА
Читать все статьи автора Екатерина Воробьева