РАЗГОВОР У КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Список школьной литературы: радость открытий или нудная обязаловка? С удовольствием прочитает ваш ребенок новые книги или будет делать это из-под палки, во многом зависит от школьного учителя.
В разговоре с нашим корреспондентом участвуют заведующая центральной детской библиотекой Елена ГУЛЬВАНЮК, а также библиотекари Людмила КРЮЧКОВА и Елена МАТРОСОВА. Речь о том, насколько начитанны современные дети, какие берут книги и часто ли ходят в библиотеку? Оказалось, что летом только абонемент ежедневно посещает около 70 юных читателей!
Л.К.:
- Сейчас нам поступает много хороших, красочно оформленных журналов и книг. Читать стали много (одно время был перерыв). Родители, а чаще бабушки и дедушки, приводят детей в библиотеку, начиная с двух лет. Я думаю, старшее поколение опасается бездуховности. Я не против современного утверждения, что ребенок должен самостоятельно выбрать книги, но ведь так просто потеряться в этом большом книжном мире. Мы неоднократно изучали зарубежный опыт, и пришли к выводу, что наша российская библиотечная школа самая правильная – рекомендательная.
И вот здесь возникает спорная ситуация. Порой рекомендованные произведения для летнего чтения вызывают недоумение. Необходимо пояснить, что, в отличие от прошлых лет, единые списки литературы для школьников отменены, сейчас каждый педагог сам решает, какие книги рекомендовать своим ученикам на лето. При этом случается, что учитель придает своему списку значение обязательного, а не рекомендательного.
Л.К.:
- Дети и родители зачастую воспринимают эти списки буквально. Например, на днях пришли папа с дочкой, девочка чуть не плачет. На мой вопрос о прочитанном она ответила, что из списка ей не понравилась ни одна книга. "Ненавижу читать,- сказала она,- папа меня заставляет и наказывает".
Бывает, учителя требуют, чтобы дети в отзыве о книге изложили её содержание. Вот вы, взрослый человек, можете в нескольких предложениях передать суть произведения? Может быть, ребенку достаточно указать автора, заглавие, понравилось – не понравилось.
Мы просматриваем рекомендуемые списки. По общему мнению, самым сложным является один из списков для шестого класса, где перечислены "Одиссея" и "Илиада" Гомера, "Песнь о Роланде", "Тарас Бульба" Гоголя, "Наталья, боярская дочь" Карамзина, "Житие Александра Невского".
Е.Г.:
- Эти произведения ребенку трудно понять без помощи учителя. Или в списках встречаются произведения, не вполне соответствующие возрасту юного читателя: например, для третьего класса - "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Но ведь это примерно шестой класс, не раньше. Не зря на книгах указывают рекомендованный возраст. В журнале "Читаем вместе. Навигатор в мире книг" "Том Сойер" отнесён к литературе для юношества.
Или вот замечательный рассказ Куприна "Белый пудель". Наша читательница - второклассница пришла в восторг от этого произведения, но только, когда его ей прочитала мама, попутно объясняя непонятные места.
Е.Г.:
- Гоголевского "Тараса Бульбу" (6-й класс) дети чаще всего понять не могут. Там встречается много просторечных и устаревших словосочетаний. Кроме того, необходимы определенные знания о том периоде истории.
Е.М.:
- А еще бывает, что всему классу задают какой-нибудь определенный рассказ, А он у нас - только в одной книжке. Например, "Полосатая палка" Юрия Яковлева. Чудесный рассказ, поучительный. Мы нашли выход из положения, за счет библиотеки сделали ксероксы и выдавали детям, благо там только два листочка. Но ведь бывает, что педагоги предлагают детям современные повести, которых нет ни у нас, ни в интернете.
Библиотекари готовы взаимодействовать и проводить для педагогов обзоры новой литературы, и многие учителя и школьные библиотекари этим активно пользуются. Большинство учителей литературы составляют интересные и разносторонние списки, обсуждают с учениками прочитанное. Некоторые учителя даже предлагают самым начитанным детям индивидуальные списки литературы. Особой похвалы библиотекарей удостоились педагоги школ №№ 37 и 7, а также обеих гимназий.
Е.М.:
- Мы хотели бы, чтобы учителя, особенно младших классов, активнее взаимодействовали с библиотекарями. Мы готовы и рады помочь. У нас есть и свои списки литературы. В их составлении принимали участие все сотрудники библиотеки. Сейчас идет вал новой литературы, новых авторов. Появляются современные российские писатели, активно переводятся зарубежные, и уследить за этим потоком может только специалист.
Наш разговор продолжался еще долго. И в конце-концов мы пришли к старой истине: главным фактором в пользу того, будет ли ребенок читать, все же остается семья. Привить любовь к чтению могут только читающие родители, а роль библиотекарей и учителей - быть добрыми помощниками на этом пути.
ЛУЧШИЙ ЧИТАТЕЛЬ ПЕРВОМАЙКИ
В Первомайской библиотеке подведены итоги конкурса по детскому чтению "Лучший читатель лета-2014". Победителем конкурса стала Эльза ЖУКОВИЧ: она прочитала за лето 33 книги и журнала.
КОММЕНТАРИЙ
Тамара АЛЕЕВА, методист выборгского комитета образования:
- Наши педагоги всегда рады сотрудничеству с библиотекой. У нас проходят семинары по современной литературе для детей и юношества на базе библиотек города. Жаль, что библиотекари раньше не поставили нас в известность о том, что у них есть списки литературы для летнего чтения учащихся, но в этом учебном году мы обязательно ими воспользуемся.
Современные методики не рекомендуют задавать детям на лето произведения, которые они будут изучать на уроках литературы, за исключением очень объемных, например, таких, как "Война и мир".
Для летнего чтения необходимо выбирать яркие и увлекательные книги, ведь именно летом у детей есть достаточно времени, чтобы насладиться чтением. И, конечно, списки литературы должны носить только рекомендательный характер, но никак не обязательный. При этом желательно, чтобы учителя называли авторов, а не конкретный рассказ, на поиски которого может уйти много времени.
Если же родители не согласны со списком книг для летнего чтения, то почти всегда эту проблему можно решить, поговорив с педагогом или обратившись к нам в методический отдел, что часто родители и делают.
Ольга ЗАДОРСКАЯ, преподаватель русского языка и литературы школы № 37:
- 10 лет назад на Лейпцигской книжной ярмарке писатель Юрий Поляков заявил, что у нас нет современнойдетской литературы. Сегодня детская литература в России развивается достаточно динамично, и тот же процесс происходит у наших соседей в Скандинавии.
В городскую детскую библиотеку поступает масса великолепных книг современных писателей, которые стоит и нужно читать. Например, петербургская писательница Екатерина Мурашова, которая к тому же является действующим детским психологом. Ее произведения посвящены учащимся обычных школ, которые тем или иным образом "выламываются" из среды. Эти книги нельзя считать шедеврами литературы, но дети читают их с интересом, в них они узнают себя и своих сверстников.
Многим известен французский писатель Эрик-Эммануэль Шмит. Его "Розовую даму", мне кажется, надо читать всей семьей. Шведская писательница Анника Тор - автор замечательной трилогии о двух сестрах из семьи австрийских евреев, отправленных в эвакуацию в Швецию.
Рекомендую американскую писательницу Катрин Паттесен ("Моста в Терабитию" и "Иакова я возлюбил"). Это книги, посвящённые вечным ценностям.
Великолепно пишет про природу наш российский автор Станислав Востоков И, конечно, детям нужно читать о Великой Отечественной войне. Из современных книг я бы назвала "Облачный полк" Эдуарда Веркина.
Лично новинки литературы я отслеживаю по сайтам издательств, выбору которых доверяю. Это "Розовый жираф", "Самокат"и "КомпасГид".
Мои ученики ведут читательские дневники, мы вместе ходим в нашу детскую библиотеку, проводим там занятия по итогам летнего чтения. В прошлом году мы устраивали рождественские чтения по современной детской литературе. Кстати, библиотекари изучают наши читательские дневники, а самые интересные копируют и используют в книжных выставках. Это очень интересно - прочитать книгу по рекомендации твоего сверстника! Хотелось бы сказать и о том, что свободное чтение - это проблема не только учителя литературы. Свои рекомендательные списки должны давать детям учителя истории, географии, физики, химии, биологии.
Л.К.:
- Сейчас нам поступает много хороших, красочно оформленных журналов и книг. Читать стали много (одно время был перерыв). Родители, а чаще бабушки и дедушки, приводят детей в библиотеку, начиная с двух лет. Я думаю, старшее поколение опасается бездуховности. Я не против современного утверждения, что ребенок должен самостоятельно выбрать книги, но ведь так просто потеряться в этом большом книжном мире. Мы неоднократно изучали зарубежный опыт, и пришли к выводу, что наша российская библиотечная школа самая правильная – рекомендательная.
И вот здесь возникает спорная ситуация. Порой рекомендованные произведения для летнего чтения вызывают недоумение. Необходимо пояснить, что, в отличие от прошлых лет, единые списки литературы для школьников отменены, сейчас каждый педагог сам решает, какие книги рекомендовать своим ученикам на лето. При этом случается, что учитель придает своему списку значение обязательного, а не рекомендательного.
Л.К.:
- Дети и родители зачастую воспринимают эти списки буквально. Например, на днях пришли папа с дочкой, девочка чуть не плачет. На мой вопрос о прочитанном она ответила, что из списка ей не понравилась ни одна книга. "Ненавижу читать,- сказала она,- папа меня заставляет и наказывает".
Бывает, учителя требуют, чтобы дети в отзыве о книге изложили её содержание. Вот вы, взрослый человек, можете в нескольких предложениях передать суть произведения? Может быть, ребенку достаточно указать автора, заглавие, понравилось – не понравилось.
Мы просматриваем рекомендуемые списки. По общему мнению, самым сложным является один из списков для шестого класса, где перечислены "Одиссея" и "Илиада" Гомера, "Песнь о Роланде", "Тарас Бульба" Гоголя, "Наталья, боярская дочь" Карамзина, "Житие Александра Невского".
Е.Г.:
- Эти произведения ребенку трудно понять без помощи учителя. Или в списках встречаются произведения, не вполне соответствующие возрасту юного читателя: например, для третьего класса - "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Но ведь это примерно шестой класс, не раньше. Не зря на книгах указывают рекомендованный возраст. В журнале "Читаем вместе. Навигатор в мире книг" "Том Сойер" отнесён к литературе для юношества.
Или вот замечательный рассказ Куприна "Белый пудель". Наша читательница - второклассница пришла в восторг от этого произведения, но только, когда его ей прочитала мама, попутно объясняя непонятные места.
Е.Г.:
- Гоголевского "Тараса Бульбу" (6-й класс) дети чаще всего понять не могут. Там встречается много просторечных и устаревших словосочетаний. Кроме того, необходимы определенные знания о том периоде истории.
Е.М.:
- А еще бывает, что всему классу задают какой-нибудь определенный рассказ, А он у нас - только в одной книжке. Например, "Полосатая палка" Юрия Яковлева. Чудесный рассказ, поучительный. Мы нашли выход из положения, за счет библиотеки сделали ксероксы и выдавали детям, благо там только два листочка. Но ведь бывает, что педагоги предлагают детям современные повести, которых нет ни у нас, ни в интернете.
Библиотекари готовы взаимодействовать и проводить для педагогов обзоры новой литературы, и многие учителя и школьные библиотекари этим активно пользуются. Большинство учителей литературы составляют интересные и разносторонние списки, обсуждают с учениками прочитанное. Некоторые учителя даже предлагают самым начитанным детям индивидуальные списки литературы. Особой похвалы библиотекарей удостоились педагоги школ №№ 37 и 7, а также обеих гимназий.
Е.М.:
- Мы хотели бы, чтобы учителя, особенно младших классов, активнее взаимодействовали с библиотекарями. Мы готовы и рады помочь. У нас есть и свои списки литературы. В их составлении принимали участие все сотрудники библиотеки. Сейчас идет вал новой литературы, новых авторов. Появляются современные российские писатели, активно переводятся зарубежные, и уследить за этим потоком может только специалист.
Наш разговор продолжался еще долго. И в конце-концов мы пришли к старой истине: главным фактором в пользу того, будет ли ребенок читать, все же остается семья. Привить любовь к чтению могут только читающие родители, а роль библиотекарей и учителей - быть добрыми помощниками на этом пути.
ЛУЧШИЙ ЧИТАТЕЛЬ ПЕРВОМАЙКИ
В Первомайской библиотеке подведены итоги конкурса по детскому чтению "Лучший читатель лета-2014". Победителем конкурса стала Эльза ЖУКОВИЧ: она прочитала за лето 33 книги и журнала.
КОММЕНТАРИЙ
Тамара АЛЕЕВА, методист выборгского комитета образования:
- Наши педагоги всегда рады сотрудничеству с библиотекой. У нас проходят семинары по современной литературе для детей и юношества на базе библиотек города. Жаль, что библиотекари раньше не поставили нас в известность о том, что у них есть списки литературы для летнего чтения учащихся, но в этом учебном году мы обязательно ими воспользуемся.
Современные методики не рекомендуют задавать детям на лето произведения, которые они будут изучать на уроках литературы, за исключением очень объемных, например, таких, как "Война и мир".
Для летнего чтения необходимо выбирать яркие и увлекательные книги, ведь именно летом у детей есть достаточно времени, чтобы насладиться чтением. И, конечно, списки литературы должны носить только рекомендательный характер, но никак не обязательный. При этом желательно, чтобы учителя называли авторов, а не конкретный рассказ, на поиски которого может уйти много времени.
Если же родители не согласны со списком книг для летнего чтения, то почти всегда эту проблему можно решить, поговорив с педагогом или обратившись к нам в методический отдел, что часто родители и делают.
Ольга ЗАДОРСКАЯ, преподаватель русского языка и литературы школы № 37:
- 10 лет назад на Лейпцигской книжной ярмарке писатель Юрий Поляков заявил, что у нас нет современнойдетской литературы. Сегодня детская литература в России развивается достаточно динамично, и тот же процесс происходит у наших соседей в Скандинавии.
В городскую детскую библиотеку поступает масса великолепных книг современных писателей, которые стоит и нужно читать. Например, петербургская писательница Екатерина Мурашова, которая к тому же является действующим детским психологом. Ее произведения посвящены учащимся обычных школ, которые тем или иным образом "выламываются" из среды. Эти книги нельзя считать шедеврами литературы, но дети читают их с интересом, в них они узнают себя и своих сверстников.
Многим известен французский писатель Эрик-Эммануэль Шмит. Его "Розовую даму", мне кажется, надо читать всей семьей. Шведская писательница Анника Тор - автор замечательной трилогии о двух сестрах из семьи австрийских евреев, отправленных в эвакуацию в Швецию.
Рекомендую американскую писательницу Катрин Паттесен ("Моста в Терабитию" и "Иакова я возлюбил"). Это книги, посвящённые вечным ценностям.
Великолепно пишет про природу наш российский автор Станислав Востоков И, конечно, детям нужно читать о Великой Отечественной войне. Из современных книг я бы назвала "Облачный полк" Эдуарда Веркина.
Лично новинки литературы я отслеживаю по сайтам издательств, выбору которых доверяю. Это "Розовый жираф", "Самокат"и "КомпасГид".
Мои ученики ведут читательские дневники, мы вместе ходим в нашу детскую библиотеку, проводим там занятия по итогам летнего чтения. В прошлом году мы устраивали рождественские чтения по современной детской литературе. Кстати, библиотекари изучают наши читательские дневники, а самые интересные копируют и используют в книжных выставках. Это очень интересно - прочитать книгу по рекомендации твоего сверстника! Хотелось бы сказать и о том, что свободное чтение - это проблема не только учителя литературы. Свои рекомендательные списки должны давать детям учителя истории, географии, физики, химии, биологии.
Читайте также
-
Взяткодатель заплатит полмиллиона за взятки таможенникам
-
За пять лет в Ленобласти появятся пять комплексов по переработке отходов
-
На мосту Дружбы в декабре вводится реверсивное движение
-
Татьяна Толстова: «Всегда готова протянуть руку помощи семье и ребёнку»
-
Специалистам сферы гостеприимства расскажут о турналоге
-
Работы на аварийном участке набережной возле замка продолжаются