ПАЛ ПАЛЫЧ ВАСИЛЬЕВ-ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН

В один из весенних дней 2013 года возле заброшенного двухэтажного кирпичного дома с выбитыми окнами остановилась машина. Из нее вышли двое – мужчина азиатской внешности и молодая женщина. Мужчина достал из багажника большую клеенчатую сумку и несколько плотно набитых полиэтиленовых пакетов, и решительно вошел в дом.

Женщина осталась у машины. Она разглядывала то дом, то дорогу, то свои руки. Было заметно, что одета она плохо, неопрятно – длинная юбка, резиновые шлепки и простая футболка плохо сидели на ней и не сочетались между собой. Длинные темные волосы женщины были собраны на затылке в низкий хвост.

Вскоре в дверях дома вновь показался мужчина. Он уперся взглядом в женщину, немного помедлил, решая что-то для себя, а затем молча сделал широкий взмах рукой – мол, иди сюда. Она подошла, у входа в дом повернулась боком, и в дверном проеме стал отчетливо виден ее силуэт с заметным животом. Беременна. Месяцев шесть. Слегка помедлив, она вошла в подъезд.

Через 10 минут мужчина энергично вышел из дома, сел в машину и уехал. Больше никто его не видел. Да и никого другого, кто бы навестил эту женщину.
***
…Деревня Войпала находится примерно в 70 километрах от Санкт-Петербурга в Кировском районе Ленинградской области. Чтобы попасть туда, нужно свернуть с ровного асфальта федеральной трассы «Кола» на деревню Васильково. Сразу после съезда еще видны остатки асфальтированной дороги. А вот дальше начинается полнейшая разруха, – дорога, как после бомбежки. Чем дальше, тем пустыннее вокруг.

По официальным данным, в деревне Войпала числится 53 человека, а живут едва ли 10. Это те, кому некуда ехать, или уже все равно, где жить.

В деревне находятся несколько жилых и несколько заброшенных домов, среди них – уже упомянутая кирпичная "двухэтажка". Когда-то в этом доме жили семьи, в которых росли маленькие дети… А сейчас заброшенный дом облюбовали представители маргинальных слоев общества, в основном пьющие.

Но среди них нашлись отзывчивые люди, которые приютили беременную женщину. Напрасно они пытались завести диалог с нежданной соседкой – она оказалась глухонемой.
Соседи взяли ее под свое крыло и даже выделили комнату. Когда пришел срок рожать – вызвали скорую помощь, и 26 мая 2013 года женщину доставили в отделение патологии беременности Волховской ЦРБ. Там она вскоре родила мальчика. В роддоме пациентку зарегистрировали как Кадырову. То ли сказал кто, то ли фамилия водителя была такая, то ли бумажку с этим именем нашли в кармане ее куртки – разные теперь суждения. Документов у женщины никаких не было. А потом необычная пациентка "сбежала" из роддома вместе с ребенком. Как она снова оказалась в заброшенном доме в Войпале – загадка. Может быть, сердобольные соседи позаботились о ней, обеспечив "побег" и вновь предоставив крышу над головой, или была другая история...
Вскоре слухи о глухонемой матери дошли до органов опеки Кировского района. Случай уникальный – впервые помощь требовалась женщине, чья личность до сих пор не была установлена, и ее маленькому и тоже безымянному ребенку. Сотрудники администрации Кировского района, не найдя родственников глухонемой и каких-либо сведений о ней в своих базах данных, пришли к мнению, что новоиспеченную мать целесообразно направить в кризисный центр для женщин с маленькими детьми, где бы она смогла получить необходимую помощь, в том числе психологическую. Просмотрев все возможные варианты, органы опеки договорились о размещении женщины в Центре поддержки детства и материнства в кризисных ситуациях "Свет Надежды" г. Санкт-Петербурга. Там тепло приняли глухонемую и ее сына, ведь организация – общественная, а значит, всегда отношение к людям искреннее и от души. Работники Центра между собой назвали "новенькую" Аней. И попытались самостоятельно найти ответы на вопросы, откуда "Аня" появилась в деревне Войпала и кто она такая. Однако эти попытки ни к чему не привели. …В январе 2014 года "Свет Надежды" прислал письмо Уполномо-ченному по правам человека в Ленинградской области с просьбой помочь установить личность глухонемой матери, найденной все же в области, и защитить права ее маленького ребенка – из-за отсутствия каких-либо официальных документов он не может получать медицинскую помощь, в которой нуждаются все младенцы.

Уполномоченный немедленно подключился к поиску. Рассуждал так – если молодая женщина имеет такие существенные и заметные нарушения здоровья, то о ней должны быть сведения в лечебных учреждениях, в комиссиях медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности, в реабилитационных домах, спецшколах и обществе инвалидов. Причем не только в Ленинградской области или Санкт-Петербурге, но и в прилегающих субъектах – Новгородской, Псковской, Вологодской областях, республике Карелия. А там наверняка есть люди, которые, конечно, вспомнят необычную пациентку, если видели. 7 февраля 2014 года на обращение Сергея Шабанова откликнулся Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, и лично провел совещание с участием председателей комитетов по социальной защите, здравоохранению и образованию. Уполномоченный изложил детали этой загадочной истории и призвал обеспечить защиту прав маленького ребенка и его мамы. Уже через несколько дней решением Губернатора женщина и мальчик были направлены в Кировскую ЦРБ, где врачи их всестороннее обследовали.

После этого, 5 марта, "Аню" с младенцем перевели для временного проживания в кризисное отделение для женщин, открытое в муниципальном бюджетном учреждении "Территори-альный центр социального обслуживания населения" Тихвинского района. По закону они могли там находиться до 6 месяцев. Таким образом, за это время было необходимо пролить свет на историю появления глухонемой в Войпале и установить ее личность. И помогли в этом журналисты федерального телеканала "Пятый канал". Заинтересовавшись уникальным случаем, корреспондент программы "Место происшествия" Алексей Багин вместе с сотрудниками аппарата Уполномоченного выехал в Войпалу. Там они осмотрели дом-барак и поговорили с одним из его обитателей – нетрезвым мужчиной, который рассказал, что "глухонемую сюда привез нерусский, сказал – это моя жена, и пропал, а сейчас и она сама пропала куда-то". Затем журналисты в сопровождении специалиста-сурдолога побывали в Тихвинском кризисном центре и встретились с самой "Аней". Все подтвердилось и под камерами – не слышит, не говорит, не пишет, не читает, не понимает… Оживленную реакцию у нее вызвали картинки, на которых были изображены люди в погонах, а также полицейские машины. После долгого и трудного установления контакта с женщиной с помощью жестов и рисунков сурдолог высказала мнение, что глухонемая длительное время находилась практически в рабстве и, возможно, претерпевала насилие.

23 марта сюжет об "Ане" вышел в эфир, а уже на следующий день в редакцию телеканала позвонил москвич, который узнал в ней жительницу одной из деревень Московской области.

И вот съемочная группа "Пятого канала" в подмосковной деревне. Мать глухонемой женщины сразу опознала ее по фотографии и предъявила паспорт, в котором не было только страницы с регистрацией. "Да, это она – моя дочь Лариса. Васильева Лариса Павловна 1985 года рождения", – улыбаясь, сказала женщина. На вопрос, как и почему пропала Лариса, и где она была столько времени, внятного ответа получить не удалось. По версии матери, девушку в соседнюю деревню увезла жена брата, якобы, чтобы помочь сделать ремонт, и после этого ее никто не видел. Есть предположение, что эта родственница и продала женщину в рабство за то, что та "слишком часто рожала". Со слов матери, ребенок у Ларисы не первый – в паспорте в графе "Дети" указан Васильев Данил Павлович, а также есть еще двое или трое детей, они находятся в детских домах.

И все же, как случилось, что Лариса, прожив на свете 29 лет, не разговаривает с людьми даже на специальном языке глухонемых? Мать считает, что в большой семье разговор не очень-то и нужен. С раннего детства девочка смотрела, что делают другие, проявляла инициативу, заглядывая в глаза взрослым, могла кивать и выполнять несложные поручения, помогала в делах по хозяйству. А когда выросла, у нее проявилась склонность уходить из дома. По словам матери, когда дочь пропала несколько лет назад, она подала в розыск. При этом, какой-то большой радости оттого, что Лариса нашлась, заметно не было.

…Теперь наступила пора подключать к работе Уполномоченного по правам человека в Московской области Александра Жарова. Сергей Шабанов обсудил ситуацию со своим коллегой. Подчиненные Александра Жарова оперативно выяснили, что на самом деле Лариса Васильева родом из Смоленской области. Несколько лет назад там сгорел их дом, и жизнь привела большую цыганскую семью в Московскую область, где они и осели. Теперь предстояло решить важную задачу – понять, куда же, в свете открывшихся обстоятельств, направить Ларису Васильеву? Ведь принятое решение на ближайшие годы определит ее жизнь и жизнь ее ребенка.

Уникальность ситуации в том, что нельзя было понять, чего она сама хочет – да и способна ли она чего-либо хотеть, если не очень понимает этот мир?

В июне Сергей Шабанов, находясь по служебным делам в Москве, получил "из рук в руки" от Уполномоченного по правам человека в Московской области паспорт Ларисы Васильевой, который передала ее мать. Итак, личность женщины установлена. Это многое упрощает. Значит, она гражданка России. Недействительный паспорт можно заменить, а также получить страховое и медицинское свидетельства. Можно организовать ее обучение "языку". Можно устроить ее в интернат. Можно теперь много – и для нее, и для маленького мальчика.

Однако все эти планы рухнули в одночасье, когда в июне из Тихвинского кризисного центра сообщили – Ларису Васильеву и ее сына по поручению комитета по социальной защите Ленинградской области увезли в Смоленскую область, где она была зарегистрирована в сгоревшем доме. Эта новость стала для Уполномоченного полной неожиданностью, данное решение выглядело нелогичным. А главное – с самого начала, работая "в одной упряжке", решая общую задачу по устройству матери и ребенка, едва ли не еженедельно созваниваясь и обмениваясь информацией, комитет соцзащиты не уведомил и не согласовал с Уполномоченным это решение. В Смоленской области Ларису и ее сына устроили в Доме для мамы при Смоленском региональном православном центре защиты семьи, материнства и детства. Низкий поклон этим людям, которые взяли на себя заботу о глухонемой женщине с маленьким ребенком. …И все же начатое следовало завершить. Ребенок родился в Волхове, а паспорт матери находится в Ленинградской области. Значит, самый простой путь – решить вопрос с документами на месте. Нужно получить справку из роддома для предоставления в органы соцзащиты (для получения пособия на ребенка) и в отдел ЗАГС, и, главное – свидетельство о рождении. Как это сделать, кто это может организовать в сложившихся обстоятельствах? Ах, какие неуклюжие и неповоротливые законы, которые не допускают исключений! Везде императив, а у руководителей разного уровня – инструкции и регламенты. И как же тяжело преодолевать эту преграду, состоящую из боязни ответственности, нестандартности, стремлении получать на всё указания "сверху". А на дне этого "каменного колодца" маленький мальчик, мир которого – это тепло мамы и вкусное молоко.

И руку помощи протянули руководитель Управления ЗАГС по Ленинградской области Мария Страхова и заместитель председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области Павел Рязанов. Они поняли, прочувствовали, нашли возможность и законные способы, дали необходимые рекомендации подведомственным структурам. А разве не такими должны быть руководители-чиновники, которых все мы хотели бы встречать в своей жизни?

В результате 18 июля 2014 года было выдано долгожданное свидетельство о рождении на имя Васильева Павла Павловича. …В основе этой истории лежит нестандартная ситуация – не современная, первобытная, доисторическая, когда человек оказался где-то посредине между обществом, законом и властью. И пока он там находился, он был никем. Но у этой истории на территории Ленинградской области счастливый финал. Маленький человек, больше года являвшийся безымянным, стал полноправным гражданином, членом общества, обрел права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Впереди много событий. Лариса Васильева не знает законов общества, в котором прожила почти 30 лет. И самостоятельно вырастить полноценного ребенка не сможет. Ей нужно учиться. Ей нужна помощь, поддержка, работа и жилье. Необходимо обеспечить условия и языковую среду маленькому Паше. Но это уже другая история.

В ближайшие дни Сергей Шабанов передаст паспорт и свидетельство о рождении в отдел опеки и попечительства Смоленской области (уже есть договоренность об этом), копии этих документов и подробная информация о Ларисе и Паше Васильевых будут направлены Уполномоченному по правам человека в Смоленской области. …А имя мальчика – Пал Палыч – образовалось просто из имен двух Павлов, которые помогли ему "найтись" и стать Гражданином. Надеемся, что в судьбе малыша не будет тягот и лишений, и на его жизненном пути и дальше будут встречаться неравнодушные люди. Пусть он вырастет достойным человеком.

Читайте также