Абитуриент-студент: проблемы адаптации

Абитуриент-студент: проблемы адаптации
410
Успешная адаптация первокурсника является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста

Адаптация студентов к обучению в новых учебных заведениях всегда является актуальной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшее успешное обучение и в конечном итоге профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

После поступления на первый курс восторженное чувство эйфории исчезает уже в середине сентября, а на смену к ней может прийти хандра и депрессия из-за того, что студенты испытывают острый физиологический стресс от высокого уровня напряженности.

Давайте рассмотрим, с какими трудностями сталкиваются студенты-первокурсники в процессе адаптации:

ð приспособление к новому месту жительства (если планируется переезд в другой город);

ð сложности в новых условиях быта, в студенческих общежитиях;

ð приспособление к новым формам и методам работы в учебном заведении: другие объемы, новые предметы;

ð приспособление к новому окружению – сокурсникам, новым преподавателям;

ð приспособление к новым образцам студенческой культуры, нормам, правилам.

Незнакомая обстановка, коллектив, не всегда понятные требования к процессу и результатам обучения, сложность освоения новых знаний, отдаленность от родителей, проблемы общения со сверстниками – это все может привести к физиологическому стрессу и повлечь за собой трудности в обучении.

Причин возникновения трудностей несколько, и вот самые частые из них:

  1. Недостаточный опыт или даже отсутствие умения вести элементарные бытовые дела.

Если дома подросток был под родительской опекой, то сейчас придется делать все самому: целесообразно распределять финансы, готовить себе еду, стирать, убираться.

  1. Новое окружение.

Иногда очень сложно привыкнуть к новым людям, учитывая, что в университете собираются студенты различных социальных статусов. Неумение завязывать отношения, поддерживать их — могут вызвать чувство неуверенности в себе, комплексы неполноценности, проблемы коммуни- кации.

  1. Новые преподаватели.

Условия обучения в школах не совпадают с условиями обучения в вузах и сузах. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной организации учебного процесса.

Если в школе выпускники привыкли, что учителя бегают за ними, стараясь отложить в сознании учеников хоть какое-то понимание своего предмета, то в университете лектору нет дела до их успеваемости. Твой диплом – твоя проблема.

Как со всем этим справиться?

Развивать самостоятельность, самоорганизацию. Каждый первокурсник, приходя на обучение, должен поставить для себя цели, расставить приоритеты.

Для этого самому себе важно ответить на три главных вопроса:

  1. Зачем я пришел учиться?
  2. Чего хочу достичь?
  3. Как буду осуществлять поставленные цели?

После того, как поставлены цели, обязательно расписать все свои планы на бумаге. Важно планировать каждый свой день, включая все дела, в том числе и бытовые.

Такой распорядок позволит избавиться от хандры и сосредоточиться на учебе, а все трудности и препятствия будут казаться вполне закономерным явлением на пути к поставленной цели.

У каждого студента должны быть амбиции. Именно они являются тем «моторчиком», который заставляет его работать над собой.

Что необходимо делать для успешной адаптации?

Развивать коммуникабельность.

Эффективная коммуникация – это когда человек открыт к общению, умеет слушать. Доброжелателен, терпим по отношению к другим людям. В общении, стратегиях поведения он выбирает стиль сотрудничества и компромисса, а не соперничества и нездоровой конкуренции. Нужно всегда помнить о том, что все мы разные.

Проявлять интерес и инициативу.

Поступая на первый курс, студент должен понимать, что он пока пребывает в «серой массе», и место под солнцем придется завоевывать. В школьное время у каждого абитуриента сформировалось свое социальное положение, свой статус, авторитет. Но здесь никто никого не знает, поэтому авторитет придется зарабатывать заново.

Нужно проявлять старание и активность. Как именно?

В первую очередь в учебе. Как говорят студенты: 2 года работаешь на зачетку, потом она работает на тебя. Быть активным в студенческой жизни — это могут быть студенческая стенгазета, спортивные секции, конкурсы, КВН и т.д. Когда студент максимально реализует себя во всех сферах жизни, у него нет времени скучать и хандрить – каждая минута занята.

Помнить об опасности соблазнов.

Молодые люди, покинув родительское гнездо, часто не готовы к тому, что им придется преодолевать еще одну трудность – отказываться от увлечения алкоголем, табакокурением и прочим. Ведь многие их ровесники уже курят и употребляют спиртные напитки. А отказываться от такого соблазна непросто. Например, если один товарищ курит и предлагает другому сделать то же самое, говоря что-то похожее на «Мы все курим, давай с нами», то человеку со слабой силой воли будет трудно отказать. Поэтому очень важно научиться в таких случаях говорить твердое «Нет».

Правила успешной адаптации для абитуриентов:

  1. Поставь четкие цели, наберись терпения.
  2. Планируй (на бумаге или в мессенджерах) собственную деятельность.
  3. Соблюдай режим дня.
  4. Уделяй достаточно времени обучению, это залог успешного образования.
  1. Учись эффективному, бесконфликтному общению.
  2. Налаживай контакт с преподавателями, куратором группы.
  3. Находи время для любимых дел, спорта, хобби – это даст возможность снять эмоциональное напряжение.
  4. Мысли позитивно. В каждой ситуации находи хорошие стороны.
  5. Учись говорить «нет» всему, что тебя не развивает, что вредно для здоровья.

Рекомендации родителям абитуриентов

Родители, как правило, переживают за своих детей больше, чем они сами, но надо постараться настроиться позитивно.

Важно:

ð до поступления в учебное заведение воспитывать в своем ребенке ответственность, самоконтроль, самостоятельность и самоорганизацию;

ð вместе обговорить, как целесообразнее осуществлять финансовые траты, решать бытовые вопросы;

ð стараться поддерживать позитивные отношения, а не усиливать давление и излишний контроль над ним;

ð выстраивать доверительные отношения, отношения сотрудничества;

ð верить в своего ребенка, поддерживать его морально, чаще говорить: «Ты все сможешь, у тебя все получится!».

Альфина ПАВЛОВА

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев