МОНРЕПО ОТ А ДО Я. НАРЦИСС

МОНРЕПО ОТ А ДО Я. НАРЦИСС
1897
МОНРЕПО ОТ А ДО Я. НАРЦИСС

По семейной переписке баронов Николаи и путевым заметкам путешественников мы знаем о многочисленных бюстах и скульптурах, изображавших античных богов, которые украшали парк Монрепо в начале XIX века. Целый мир античной мифологии открывался глазам гостей Монрепо: на террасе усадебного дома мраморный Бахус возлежал в окружении цветов, Амур грозил пальцем в посвящённом ему храме на вершине Левкадской скалы, а на острове Палатки Юпитер-громовержец всматривался в морскую даль. Бюсты любимых поэтов барона возвышались на деревянных колоннах в Липовом кругу. Да и мраморный бюст самого Людвига Генриха тоже был в саду, неподалеку от павильона Паульштайн, где барон часто проводил дневные часы за работой. 

Конечно, обеспечить безопасность этих скульптур, некоторые из которых были весьма ценными, было непросто. Первый барон Николаи постепенно перемещал статуи поближе к дому и подальше от “шалостей прогуливающихся”. Второму барону, Паулю, пришлось давать объявление в выборгских газетах, запрещающее “царапать и делать надписи на статуях”. Постепенно садовой скульптуры в Монрепо становилось все меньше, и к середине XIX века в парке остались лишь три скульптуры: “Нептун” в павильоне Храм, “Вяйнемёйнен” в ущелье св. Николая и мраморный Нарцисс, глядящий на свое отражение в открытом бассейне источника. Именно этому изваянию пришлось, хоть и совсем ненадолго, пережить все остальные скульптуры в Монрепо.

Все, кто любит Монрепо, знают, что у источника в парке – два названия. Одно из них, более старое, это “Источник Сильмии”. Финское слово “silmä” (“глаз”) поэт Л.Г. Николаи превратил в имя прекрасной нимфы, пожалевшей влюбленного в нее пастуха и вернувшей ему зрение. Легенду о Сильмии Николаи, сам долгие годы страдавший глазными болезнями, поведал в своей поэме “Имение Монрепо в Финляндии. 1804”. Рассказывая эту поэтическую легенду, Николаи упоминает о народном поверье, согласно которому вода источника, текущего на восток, обладает целительной силой для глаз. Нужно лишь трижды промыть глаза водой и бросить в источник мелкую монету – в благодарность Сильмии. Поручиться за то, что вода из источника в Монрепо и вправду обладала лечебными свойствами, мы не можем, однако точно известно, что она отличалась удивительной чистотой и даже продавалась в аптеках. 

Второе, более известное название - “Нарцисс”, источнику дал тот же Л.Г. Николаи. Барон несколько раз перестраивал павильон над источником, а в 1804 г. в нишу павильона поместил скульптуру, изображающую Нарцисса и маленького амура - путто. Выбор такого мифологического сюжета для украшения источника с прозрачной водой не был случаен. Вот что рассказывает миф. Когда-то прорицатель Тиресий предрек Нарциссу, сыну речного бога, долгую и счастливую жизнь, но лишь при одном условии: Нарцисс не должен увидеть свое отражение. Юноша был настолько красив, что многие влюблялись в него. Полюбила Нарцисса и нимфа Эхо, наказанная за болтливость тем, что не имела собственного голоса и могла лишь повторять чужие слова.  Гордый Нарцисс не обращал внимания на тех, кто был влюблен в него. Однажды он заблудился в лесу и нашел чистый ручей, скрытый в тени деревьев. Нарцисс наклонился к нему, чтобы утолить жажду, но в тот же миг увидел свое отражение в прозрачной воде. Пораженный красотой увиденного в отражении лица, Нарцисс даже не понял, что видит самого себя. Он пытается дотронуться до прекрасного образа, поцеловать его – но отражение ускользает. Не в силах оторваться от своего отражения, юноша проливает горькие слезы, и от них вода становится мутной. Нарциссу кажется, что образ исчезает, и от горя он умирает на берегу ручья. Лишь нимфа Эхо оплакивает его, повторяя последние жалобы несчастного Нарцисса. На месте, где умер прекрасный юноша, вырос белый цветок с желтой сердцевинкой - нарцисс. Кстати, само слово Нарцисс (по латыни “Narcissus”) происходит от греческого слова “narcao” (“цепенеть”). И от этого же корня происходит слово “наркоз”. 

Римский поэт Овидий описал историю Нарцисса в своей поэме “Метаморфозы”. Овидий пишет, что Нарцисс, увидев свое отражение, оцепенел и стал подобен чистейшему паросскому мрамору. Может быть, поэтому история Нарцисса - один из излюбленных сюжетов у скульпторов и художников.

Скульптуру “Нарцисс” Л.Г. Николаи приобрел в 1798 году у знаменитого архитектора Винченцо Бренна в числе других “древних бюстов и статуй, прибывших к Бренне, но которых даром не хотел, потому что они большей частью повреждены”. У “Нарцисса” тоже было повреждение: у амура была отломана правая рука. Бренна пообещал Николаи прислать работника, который “исправит” скульптуры, но обещания не сдержал. Так амур и остался покалеченным на долгие десятилетия. 

В 1820-х годах новый проект павильона над источником выполнил Огюст де Монферран. На одном из его чертежей сохранилось изображение “Нарцисса”. В новом павильоне скульптуру поместили в специально предназначенную для нее нишу, которая сохранилась до наших дней. Многие путешественники склоняли головы перед мраморным Нарциссом, чтобы напиться воды из источника, а Нарцисс продолжал глядеться в свое отражение в воде бассейна. 

После Зимней войны, когда в Монрепо разместился советский военный санаторий, парковая скульптура понесла тяжелейший урон. Был разбит “Вяйнемёйнен”, исчез мраморный “Нептун”. Судьбу “Нарцисса” описал М.И. Горелов, один из свидетелей разрушений в парке: “Над незамерзающим колодцем обезображена мраморная статуя Нарукса, отколоты руки и ноги, а голова прекрасной художественной работы брошена на дно и видно прозрачную воду колодца”. Осенью того же года финские солдаты сфотографировали обезображенного Нарцисса в нише источника. Это последняя известная нам фотография старинной скульптуры. Будем надеяться, что когда-то копия утраченного изваяния займет свое место в отреставрированном павильоне источника “Нарцисс”.

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также