Жительница Красносельского Марина Осипова пишет книгу, посвященную истории поселка

Жительница Красносельского Марина Осипова пишет книгу, посвященную истории поселка
1155
Марина Осипова: эти истории будут в моей книге

В Красносельском находится красивейший храмовый комплекс Тихвинской иконы Божией Матери.  Глава поселения Галина БАБИЧ познакомила нашего корреспондента с помощником настоятеля по работе с молодежью Мариной ОСИПОВОЙ, автором трех детских книжек и будущей книги по истории поселка и этой церкви.

Первая часть написанной Мариной Владимировной книги уже в издательстве. Но прежде, чем она увидит свет, мы решили представить эту в высшей степени интересную работу читателям.

Благодатное место

На территории комплекса возле храма расположены дом священника с отдельными помещениями воскресной школы и трапезной, хозяйственные постройки, благоустроенная детская площадка и колокольня с 19 колоколами общей массой более двух тонн. Марина Осипова рассказывает, что их заказали на ярославском колокольном заводе братьев Шуваловых и отливали по старинной технологии, сохранившейся в единственном уголке России. Примечательно, что несколько лет назад в Красносельское даже съехались на конкурс православные звонари.

Оказывается, все внутрихрамовые иконы появились благодаря прихожанам. Ими подарена ростовая икона Афонского письма св. великомученика и целителя Пантелеймона. Икону Киккской Божией Матери привезли из кипрского монастыря (по преданию, подлинник, хранящийся в одноименном монастыре, написан святым апостолом Лукой с самой Богородицы, причем лик Божией Матери закрыт покровом и никогда не открывается).  Потомки жителей села, ныне проживающие в Финляндии,  подарили  храму аналойную икону Тихвинской Божией Матери, которую специально  заказали в Елиазаровском монастыре, в  Белоруссии.В январе этого года настоятель храма иерей Андрей МОРОЗОВ освятил установленные новые праздничные иконы. 

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

- Сначала мы с мужем планировали построить в Красносельском дачу, а потом решили поселиться здесь постоянно. Но когда переехали, меня тревожило, что здесь нет храма. Узнала, что инициативная группа поселка ведет работы в этом направлении, и сразу к ним присоединилась. Взяла на себя организационную часть: находила спонсоров, строителей, - рассказывает Марина Владимировна. - В 2007 году состоялась первая служба. Мы очень хотели, чтобы это произошло в праздник Тихвинской иконы Божьей матери, но не успевали со строительством.  И тогда рабочие работали всю ночь, чтобы обеспечить проведение Богослужения. При возведении храмов¸ по моим наблюдениям, как правило, возникает совершенно особая атмосфера: люди становятся такими, какими они должны быть в жизни.

Первая служба прошла при свечах, поскольку ещё не было, электричества. Тогда у нас служил выборгский священник Максим ПАВЛОВ, который привез с собой хор Спасо-Преображенского собора.

Позже мы познакомились с бывшими жителями Красносельского, ныне живущими в Финляндии. Тогда я впервые заинтересовалась богатой историей этих мест.

Победа под Кююрёля и крепостные переселенцы

Первое упоминание о селе зафиксировано в шведских документах 1542 года. Именовалось оно официально до 1726 года Кююрёля (фин. Kyyrölä), а затем — Красное Село, позже – вновь Кююрёля, а с 1948 года –Красносельское.

Автору будущей книги удалось установить, что священник Николай Флоровский коснулся истории этого села и церкви в статистическом сборнике Санкт-Петербургской епархии за 1875 год. В то время Епархиальное Управление СПб собирало сведения о всех городских и губернских церквях. В разделе «Церкви Финляндии» была опубликована работа священника Флоровского, служившего в Сретенской церкви Красного Села, в которой он написал о своей версии возникновения этого русского поселения на Карельском перешейке, о происхождении его названия и о жизни и обычаях красносельцев. В его повествовании говорится о владельцах Красного Села, начиная с Григория Петровича Чернышёва, первого коменданта Выборга, построившего здесь первую православную церковь, о его блистательных потомках и о статском советнике И.И.Богаевском, наследники которого продали Красное Село Сестрорецкому оружейному заводу.

- Версия Флоровского отличается от других сохранившихся исторических документов, но мне кажется, что она имеет право на существование.  Флоровский писал, что при осаде Выборга во время Северной войны здесь стоял кавалерийский полк сподвижника Петра Первого, будущего генерала Григория Чернышёва. Кавалеристы проводили разведывательные и боевые операции и первыми подошли к Выборгу, потом охраняли осадный корпус русских войск от финских партизанских отрядов, которые под руководством регулярных шведских войск пытались препятствовать военным действиям.

Бытует легенда о том, что Чернышёв молился в походном храме, названном в честь Сретения Господня, и дал обет в случае победы русского оружия поставить на этом месте православный храм. После взятия Выборга, Чернышёв, как известно, стал его первым русским комендантом. Петр пожаловал ему земли от реки Сестры до Выборга в полное наследственное владение. Северная война закончилась в 1721 году, а через четыре года Григорий Петрович исполнил свой обет - построил церковь и привез сюда своих крепостных из центральных губерний России.

- В моей книжке приводится история о том, как Петр 1 женил Чернышёва на своей фаворитке Авдотье Ржевской. Эту даму впоследствии звали при дворе «Авдотья-бой-баба», и эта свадьба имела большое значение для будущего села. В приданное за невестой жених получил 4000 душ крестьян центральных губерний России. Из них он вывез 20 семей (147 человек) и поселил их в этих краях в 1726 году. Удивительно, что переселенцы, оторванные от своих родных мест, были настолько сплоченными, что общались только между собой. Жили узким анклавом, соблюдали русские обычаи, ревностно относились к православной вере и говорили на очень чистом русском языке. Никаких иноязычных слов в свой лексикон не допускали...

Марина Осипова приводит данные о том, что, когда Чернышёв отбирал крестьян для переселения в эти неплодородные земли, он сделал ставку на ремесленников, в том числе гончаров. Российские мастера привезли свои традиции, но не стеснялись перенимать и местные навыки. Так образовался эксклюзивный гончарный стиль, самым примечательным изделием которого были красивые разноцветные свистульки в виде петушков. Село находилось на оживленном Выборгском тракте, и люди с удовольствием покупали эти игрушки. Впоследствии мастера преобразовали свистульки-петушки, приделав к ним ножки-подставки. Эти фигурки стали украшением интерьера.

Сейчас мастера в Финляндии продолжают выпускать эти кююрёльские свистульки.

Золотой век Красного Села …

Интересная деталь: в Выборгской губернии Финляндского княжества Российской империи крепостное право закончилось в 1811 году, на 60 лет раньше, чем в других регионах России.

- В своей книге я рассказываю о многих исторических личностях, которые побывали в Красном Селе. Не говоря о наследниках Григория Петровича Чернышёва, великих политических деятелях своей эпохи, оставивших неизгладимый след в русской истории, отмечу, что там побывали императорские особы, и видные представители русской знати. Младший сын, Иван Григорьевич Чернышёв, дипломат, посол и глава Адмиралтейской коллегии, тоже числился как красносельский помещик.

Усадьба Чернышевых, к сожалению, не сохранилась…

В 1800 году наследник Голицыной, Борис Владимирович продал это имение статскому советнику Ивану Ивановичу Богаевскому. Сын военного священника добился таких высот и дворянского звания исключительно благодаря своим усилиям и трудам. Он всю жизнь учился и работал в Академии наук, и сделал очень много для России. Но при разных правителях то попадал в опалу, то поднимался. Купил это имение, когда ушел отставку, вот тогда и начался золотой век Красного Села.

К сожалению, церковь, построенная Григорием Чернышёвым, сгорела в 1788 году, и 15 лет службы проходили в домовой церкви графской усадьбы.

Богаевский сразу занялся строительством нового храма, а также предпринимал много усилий для развития села, например, открыл здесь хлебный магазин, доходы от которого получали красносельцы. Помещик для каждого из них завел счета в банке, чтобы люди смогли скопить себе некоторый капитал.

Развивались знаменитые гончарные ремесла, но многие жители на лето уходили на заработки, и чтобы они не покидали свои земли, помещик организовывал работы у себя в усадьбе, а заработанные деньги тоже перечислял в банк.

После смерти Богаевского, эти земли выкупил у наследников Артиллерийский департамент. К тому времени Сестрорецкий артиллерийский завод лишился бесплатной рабочей силы крепостных, и лесов, из древесины которых делались приклады ружей. Поэтому они и купили Красное Село вместе с прилегающими лесами, а его жителей, как

свободных крестьян, приписали к этому артиллерийскому заводу. Но оказалось, что местная береза не подходит для изготовления прикладов, поэтому интерес у департамента к селу пропал. Свободные люди стали уезжать в другие места, гончарное дело тоже приутихло…

В поисках усадьбы

В начале прошлого века село было крупнейшим на Карельском перешейке с самым красивым каменным храмом, созданным по проекту архитектора Петербургской епархии Баранкеева на рубеже веков. На освящение храма приезжал сам архиепископ Финляндский Антоний Вадковский.

К сожалению, в новогоднюю ночь Зимней войны в здание храма попал снаряд, повредивший купол и стены, а в конце шестидесятых годов его и вовсе сравняли с землей.

- Мы пытаемся понять, где была помещичья усадьба. Сначала нашли огромный фундамент за кладбищем, подумали, что там. Однако местный житель Владимир КУЩ логично считает, что в другом месте. Рядом с сохранившимися старыми липами, он показал нам огромный фундамент. Увы, местоположение этого дома нигде не указывается, сказано только, что находился он близ церкви…

Работаю над этой книгой я около 8 лет, сначала собирала материал, потом был перерыв, пока финские друзья не подарили свою книгу, но они писали не столько о поселении, сколько о семьях, которые отсюда уехали. В моей же работе будет прописана вся история Красносельского с начала 18 века до наших дней.

Красносельские переселенцы живут в финском городе Хямеенлинна. Их дети по-русски не говорят, а внуки и вовсе европейцы. Но всегда готова сюда приезжать Антонина Васильевна СОСУНОВА, которой 2 апреля исполнилось 80 лет. У неё большая сердечная любовь к этим местам…

Много интересного можно найти в книге Марины Осиповой и о событиях, более близких нам по времени. При выезде из поселка установлен крест, неподалеку от которого растут большие, старые липы - возможно, там и была барская усадьба...

Однажды, когда в этих местах начали разрабатывать полученный участок, его владельцы наткнулись непосредственно на следы гончарной мастерской. Нашли целый мешок глиняных изделий, некоторыми поделились с местной жительницей Мариной ВАСИЛЬЕВОЙ по её просьбе, а основную часть куда- то увезли.

Интересен рассказ автора и о традициях переселенцев. К примеру, согласно одной из них, ребенок появлялся на свет в жарко натопленной бане, куда помещали роженицу. Туда же приходил священник и нарекал младенца, гости поздравляли и праздновали рождение там же…

Беседовала Ольга НАБАТОВА

Фотографии предоставлены Мариной Осиповой

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также