Выборгский форштадт: из истории первого городского предместья
Служили России верой и правдой
Мы уже писали об обращении в редакцию читателей, встревоженных тем, что на территории воинского кладбища у госпиталя коммунальные службы намерены оборудовать площадку для установки мусорного контейнера. Теперь можно считать, что ситуация на Пожарной площади, благополучно разрешилась: сигнал горожан услышан. Но что мы знаем об этой территории, о воинском кладбище, о людях, похороненных здесь? Сегодня по нашей просьбе об этом историческом месте рассказывает историк Зинаида Новосёлова.
После заключения победного Ништадтского договора со шведами в 1721 году, когда, в частности, Карельский перешеек с Выборгом и Кексгольмом (Приозерск) вошёл в состав Российской империи, в Выборге наблюдался приток русского населения, как гражданского (чиновники, маркитанты, купцы, ремесленники), так и военного, в основном за счёт квартировавшего здесь русского гарнизона.
Пострадавший во время осады город отстраивался, расширял свои границы. В первой половине XVIII века здесь сформировались два форштадта (предместья) Выборгский (ныне часть Петровского микрорайона) и Петербургский (территория нынешней Красной площади и Ленинградского шоссе).
Застройка Выборгского форштадта на Девичьем мысе (финск. Нейтсютниеми) началась с 1740-х гг. В основном селились здесь русские и, в первую очередь, военные. Так, в 1750-м году здесь квартировал Архангелогородский полк под командованием полковника Тимофея Болотова. Случилось так, что полковник тяжело заболел и был вынужден вызвать к себе 12-летнего сына, проходившего учёбу в Петербурге. Позже в своих «Записках» родоначальник русской агрономической науки Андрей Тимофеевич Болотов рассказал: « … По приезде моём в Выборг, нашёл я родителя моего, стоящего на маленькой квартирке по ту сторону города и подле самого поля по конец всего форштадта, где неподалёку стоял и полк его лагерем». Мальчик, видимо, был очень любознателен, не сидел на месте, знакомился с городом, на форштадте посещал учебные стрельбы артиллеристов и «нередко имел удовольствие сам зажигать нацеленные пушки». Наблюдал он и за работами по строительству рвов Аннинской крепости и отметил, что поскольку «сию часть города …составлял единый и цельный камень», то приходилось камень сверлить и порохом рвать». Отец вскоре скончался и был похоронен в Выборге, в церкви Рождества Христова (бывший лютеранский собор у Часовой башни).
Кладбища Выборгского форштадта
Указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей» был издан 31 января 1712 года. Согласно «Регламенту» было необходимо «во всяком госпитале иметь для лечения больных по одному доктору, церковь и одного священника». В Выборге госпиталь и при нём церковь были учреждены первым комендантом Петром Григорьевичем Чернышовым. Первоначально госпиталь располагался на Петербургском форштадте. В 1780-х гг. он сгорел и для строительства нового здания была отведена территория на Выборгском форштадте. Вместе с постройкой госпиталя была возведена церковь и отведено место для православного кладбища.
В это же время Императорский Сенат издал указы, запрещающие хоронить умерших внутри городов, а отвести для этого особые кладбища за их пределами. В связи с этим губернатор Выборгской губернии Николай Николаевич Энгельгардт обратился в Сенат с просьбой издать отдельный указ для Выборгской губернии ибо здесь «по городам разные фамилии имеют собственные наследные могилы, построенные на купленных от церквей местах». В ответ на эту просьбу 19 декабря 1772 года последовал указ «Об учреждении кладбищ в Выборгской и прочих Остзейских губерниях». Таким образом, уже в следующем 1773 году появилось кладбище на Выборгском форштадте, на месте нынешней Пожарной площади. Было оно лютеранским и принадлежало шведско-немецкому приходу. Хоронили здесь уважаемых и состоятельных граждан.
Нам известны лишь немногие их имена: так, например, 20 мая 1777 года здесь была погребена вторая жена выборгского купца Филиппа Векрота Катарина Шарлотта Векрот (1749 – 1777), урожденная Дюкандер. 

В этом же году, 5 октября, здесь прощались со статским советником Самюэлем Фридрихом фон Кульманом (1720 – 1777), ведавшим «дирекцией над межеванием по всей губернии».
В течение долгого времени сохранялись на кладбище могилы двух офицеров российской армии. Один из них, Густав Фридрих Адлерберг (1738-1794) стал родоначальником российской ветви шведского рода Адлербергов, поступил на русскую службу, получил чин полковника, был командиром Выборгского пехотного полка, воевал на Кавказе, был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени. Скончался от ран, полученных в сражениях. Полковник Г.Ф. Адлерберг пользовался любовью и уважением своих однополчан. Об этом свидетельствовал и следующий текст на его надгробии: «Памятник с любовью поставили офицеры Выборгского полка».

Неподалёку от могилы Адлерберга находилась могила генерал-лейтенанта, принца Виктора Амадея Ангальт Бернбург Шаумбургского (1744 - 1790). Родился принц в Германии, в замке Шаумбург. В 1772 году поступил на русскую военную службу. Военная карьера складывалась успешно. Через три года он уже генерал-майор, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени. В 1782 году произведён в генерал-поручики. Участвовал в русско-турецкой войне под началом князя Г. Потёмкина, отличился при штурме Очакова. За храбрость и мужество удостоен ордена св. Георгия 2-й степени. Принимал участие в сражениях при взятии Коушан, Аккермана, Бендер. Среди его наград ордена Андрея Первозванного и Александра Невского. В 1790-м году с армией генерала Салтыкова отбыл в Финляндию, где принял участие в русско-шведской войне 1788-1790 гг. Во главе отряда выступил против неприятеля, укрепившегося в Пардакоски (населённый пункт западнее озера Сайма). 18 апреля 1790 года в ходе атаки Виктор Ангальт был ранен: пушечное ядро раздробило ему правую ногу выше колена. Генерала вынесли с поля боя и доставили в Выборгский военный госпиталь. Однако усилия медиков были напрасны, генерал скончался. Умирая, свою шпагу он передал своему адъютанту, будущему герою русско-шведской войны 1808-1809 гг. и Отечественной войны 1812 г. Барклаю де Толли, и тот дорожил этим подарком и не расставался с ним всю свою жизнь.
Виктора Ангальта похоронили на лютеранском кладбище Выборгского форштадта. Было ему всего 46 лет! Императрица Екатерина II, также происходившая из рода Ангальтов, знала генерала и была опечалена известием о его гибели. И, видимо, не без её участия на могиле погибшего было возведено такое дорогое и великолепное надгробие. Его проект был заказан самому известному архитектору Джакомо Кваренги. Изготовленное в Италии, мраморное надгробие было доставлено в Выборг на корабле и в 1792 году мастером каменных дел итальянцем Пьетро Маруцци установлено на могиле Виктора Ангальта.


Вероятнее всего, на лютеранском кладбище форштадта был похоронен умерший в 1778 году Губернатор Выборгской губернии (1765-1778) барон Н.Н. Энгельгардт.
Лютеранское кладбище на Выборгском форштадте принадлежало шведско-немецкому приходу до 1799 года. С 1798 года начали действовать Сорвальское и Ристимякское кладбища…
В это же время перестали хоронить и на госпитальном кладбище. Однако, службы в церкви продолжались. В 1880 г. старая церковь была снесена, новая гарнизонная госпитальная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была возведена в 1888 году и действовала до1918 года. В настоящее время она представляет собой руины, от православного кладбища не осталось никаких следов.
От лютеранского кладбища до наших дней сохранились лишь жалкие фрагменты: в 1940-м году исчез памятник на могиле полковника Адлерберга, где-то в 1960-е гг. снято мраморное надгробие с могилы Виктора Ангальта, остался лишь постамент, среди травы видны фрагменты двух надгробных плит…
В 1975 году научные сотрудники Выборгского (тогда Краеведческого) музея обнаружили на Певческом поле, разбитое на отдельные фрагменты надгробие с могилы Ангальта. С тех пор они хранятся на складе музея. Была попытка восстановить надгробие, но, к сожалению, не получилось.
Из истории Нейтсютниеми
В период существования автономного Великого княжества Финляндского посёлок носил наименование Нейтсютниеми (Девичий мыс). Приведём некоторые отрывочные сведения о нём, относящиеся уже к XIX – XX вв.
В 1842 году на лютеранском кладбище были высажены деревья.
В путеводителе К.Б. Гренхагена «Спутник на Иматру…» 1908 г. о посёлке всего несколько слов : «… Тут помещается военный лазарет с гарнизонной деревянной церковью св. Петра и Павла, пожарное депо и несколько казённых строений, отведённых для войска».
С 1896 г. и по 1906 г. в посёлке, на территории госпиталя, проживала семья военного врача, выпускника Петербургской Императорской Военно-Медицинской Академии Михаила Михайловича Карпинского. Его дочь Ирина (родилась в Выборге в 1899 году) в своих «Воспоминаниях» отметила: «Во времена моего детства Выборгский форштадт представлял собою тихий, деревянный, уютный городок, весь в садах, … деревянный, так как по военным законам крепости, на форштадте были запрещены каменные постройки … даже лазарет был весь деревянный … 80% жителей форштадта были русские …». Рассказала Ирина Михайловна и интересный факт из истории лютеранского кладбища: «Кладбище …около госпиталя основано не в XVIII веке, а гораздо ранее. В 1910-1912 гг. были обнаружены в склепе под землёй две гробницы с сохранившимися телами мужчины и женщины в костюмах XV или XVI века. Через несколько часов тела рассыпались. Но многие видели: мужчина молодой в доспехах рыцаря, женщина молодая и красивая в голубом платье».
В 1932 году на территории старого госпиталя было построено монументальное здание военного госпиталя по проекту архитекторов Торстена Эловаара, Элси Борг и Олави Сальбом. Своему назначению здание служит и сегодня.
Петровский посёлок – Петровский микрорайон
В период войн XX века поселок значительно пострадал. С 1944 года начал потихоньку отстраиваться. В 1945 году он получил новое наименование – Петровский. Постановлением главы городской администрации от 14 октября 2008 года, поселок становится частью Петровского микрорайона города Выборга. Удивительно и замечательно то, что здесь сохранены старые первоначальные названия улиц: Екатерининская, Матвеевская, Михайловская, Андреевская, Петрозаводская, Рихардовская… В настоящее время форштадт превратился в современный жилой микрорайон, жители которого любят и ценят всё, что связано с историей бывшего поселка. Поэтому, узнав, что лютеранскому кладбищу грозит беда, встали на его защиту и отстояли этот объект исторического значения.
Спасибо и тем ребятам, которые расчистили территорию вокруг могилы Виктора Ангальта и оформили информационный щит.
Кладбище, на котором похоронены люди, когда-то служившие России на военном и гражданском поприще, нуждается в защите и уходе и должно войти в список объектов, предназначенных для благоустройства.
Также по теме: История с «переездом» площадки под ТКО с территории бывшего лютеранского в Выборге
На территории воинского кладбища коммунальные службы собирались построить контейнерную площадку под твёрдые коммунальные отходы. После нашей публикации работы остановились.
Зинаида НОВОСЁЛОВА, историк, краевед
Иллюстрации из книги «Viihtyijä vanha Wiipuri»
P.S. Потомки полковника Г.Ф. Адлерберга верно служили России на военном и гражданском поприще. Один из них – граф Николай Владимирович Адлерберг в 1866 – 1892 гг. был генерал-губернатором автономного Великого княжества Финляндского.
Читайте также
-
От «Гвардии» героям всех времен посвящается
-
Школа поисковика подводит итоги и готовится к новому набору
-
«Фаворит» вышел в полуфинал Кубка региона по футзалу с минимумом очков
-
В Выборге отметили день волонтёра торжественно и масштабно
-
В Выборге открыли сквер финансистам – героям войны и тыла
-
Выборгские хоккеисты – вторые призёры Кубка РВС
