О реставрации, музеефикации и будущей постоянной экспозиции Монрепо

1432
Библиотечный флигель. Эскизный проект экспозиции

Одновременно с реализацией проекта реставрации парка Монрепо ведётся работа над созданием музея в Усадебном доме и Библиотечном флигеле.

Так, для экспозиции во флигеле на временное хранение, с последующей передачей в фонды музея, были приняты фрагменты обоев, в том числе в виде так называемых «пирогов». То есть некоторые фрагменты наклеены на подлинную основу – газеты, другие обои, холст, штукатурку. Демонстрировать их можно будет после реставрации с послойным раскрытием. В вопросе атрибуции нам очень помогут натурные исследования по отделке, которые выполнили научно-исследовательская мастерская «Союзреставрация» в 1991 году и «Проектно-производственная мастерская научной консервации и реставрации памятников истории и культуры» в 1992 году. Проект постоянной экспозиции уже сейчас предусматривает создание витрин для показа элементов отделки, декора и строительных конструкций в витринах отреставрированного пространства библиотеки Николаи. Например, реставраторы передали элемент столярного соединения, конструкция которого напоминает «ласточкин хвост». Соединение такого типа не применяется сегодня. Это интересный материал для исследований.

Рассматривается вопрос передачи фрагмента каннелированной колонны Оранжереи. Этот несущий элемент был выполнен из бетона при перестройке оранжереи в 1920 году. Рисунок каннелюр сохранился не очень хорошо, а бетон утратил свою прочность, поэтому для Оранжерейного комплекса будут изготовлены новые колонны по имеющимся образцам. А фрагмент подлинной опоры мы сможем демонстрировать посетителям в качестве музейного экспоната

Кроме того, после консервации и укрепления живописного слоя в фонды музея для дальнейшей музеефикации будут переданы фрагменты профилей с росписью в виде гирлянды из дубовых листьев и фрагменты росписи стен Большого зала Усадебного дома. Основная часть живописи вернётся на стены после реставрации. Демонтированные участки живописи, укреплённые и очищенные от поздних записей и поверхностных загрязнений, сейчас находятся в заботливых руках художников-реставраторов. Техническая реставрация уже закончена: удалены армирующие слои, подведен реставрационный штукатурный слой и левкаса в местах утрат авторского слоя, удалены излишки клея, сделано повторное антисептирование. Следующим этапом стало тонирование утрат авторского красочного слоя с частичным воссозданием утраченных участков. На этом этапе вмешательство художников было минимальным: задача реставраторов заключалась в том, чтобы сделать замысел автора понятным для зрителя, помочь рассмотреть рисунок в том случае, когда утраты значительны, и фигуративное превратилось в абстрактное.

Стоит отметить, что фриз Большого зала Усадебного дома дошел до нас со значительными утратами – общая площадь утрат более 70% – и, поскольку мы имеем дело с типовыми повторяющимися элементами – ложными окнами и венками из дубовых листьев – работа несколько упростилась в части поиска воссоздаваемого материала. Помимо фриза, сохранились участки живописи со стен Большого зала, имитирующие лепной декор в виде гирлянды из листьев, и фрагменты филёнок в Столовой. Подлинная живопись будет музеефицирована, то есть вернётся на своё прежнее место и станет частью экспозиции выставочного зала, чтобы посетители музея в Усадебном доме Монрепо смогли увидеть фрагменты подлинной росписи, в том числе самой ранней.

Светлана ПОДЗОРОВА начальник НИО музея-заповедника «Парк Монрепо»

Читайте также