О парусах и пушках

О парусах и пушках
128
Пушка со шведского линейного корабля Hedvig Elisabeth Charlotta

На первом этаже Цейхгауза в Выборгском замке, как под водой после сражения – старинные пушки, ядра и обломки кораблей. Ровно жужжит увлажнитель воздуха: поднятые из воды деревянные предметы нуждаются в особом режиме хранения.

Не так давно здесь всё выглядело чуть иначе, но вот установили пушку с затонувшего шведского корабля Hedvig Elisabeth Charlotta (Хедвиг Элизабет Шарлотта), и она сразу заняла главную позицию – большая и устрашающая. Множество обломков и деталей, назначение которых не сразу и угадаешь, это артефакты Выборгского сражения, которое случилось летом 1790 года.

В водах Финского залива происходили многие морские баталии, но вспоминаем мы чаще всего последние войны прошлого столетия. Между тем, в 1788-1790 годы во время Русско-шведской войны на небольшом участке от Выборга до Котки произошли три эпохальных сражения. Первое Роченсальмское (13 (24 – ст. ст.) августа 1789) принесло колоссальную победу России. Через год, 22 июня (3 июля) 1790 года русский флот в Выборгском заливе вступил в битву со шведским, и вновь она закончилась успешно для России. Но радость была преждевременной. Второе Роченсальмское сражение, которое случилось буквально через неделю после Выборгского (28—29 июня (910 июля) 1790 года), закончилось для империи полным фиаско. Россия потеряла 7400 человек и почти весь флот, но и Швеция выиграла немного. Почти через 20 лет случилась еще одна, теперь уже последняя война между Россией и Швецией на территории Финляндии, которая закончилась подписанием Фридрихсгамского мирного договора. По его итогам в 1809 году Финляндия вошла в состав Российской империи как Великое Княжество Финляндское.

Эти битвы до сих пор волнуют историков и маринистов. Во-первых, это были последние сражения парусных, в том числе гребных, кораблей на Балтике. В энциклопедиях по соседству со статьей об истории Выборга почти всегда можно найти рассказ про морскую баталию в Выборгском заливе. Кроме того, их материальные следы до сих пор находятся на дне Финского залива. Коллекция, которая выставлена в Цейхгаузе Выборгского замка, сформировалась в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Она является результатом подводных исследований места, где происходило Выборгское морское сражение. Со дна Выборгского залива, неподалеку от бухты Дальняя, экспедицией подводного археологического общества «Память Балтики», которое возглавлял тогда контр-адмирал Константин Антонович Шопотов, были подняты пушки, мортиры, крупные и мелкие обломки кораблей, ядра. Очевидно, многие выборжцы помнят экспозицию, которая почти два десятилетия располагалась в Доме наместника.

Алексей Мельнов, заместитель директора Выборгского музея, куратор экспозиции

– Уже несколько лет музеем реализуется проект, который предусматривает реставрацию подводных артефактов и создание постоянной экспозиции, – говорит заместитель директора Выборгского музея Алексей МЕЛЬНОВ. – То, что мы сейчас видим, пока не постоянная экспозиция, а временное «открытое хранение».

Чтобы показать посетителям поднятые со дна Балтики исторические предметы, музею пришлось закупить специальное выставочное оборудование, подиумы, витрины, аппараты поддержания определенного уровня температуры и влажности.

– Мы занимаемся переустройством хранения уже год и за это время изучили микроклимат в помещении, – рассказывает Мельнов. – С одной стороны к Цейхгаузу примыкает земляной вал. Весной и осенью, когда начинаются дожди, каменная стена отсыревает и влажность повышается. Летом, соответственно, становится суше. Так что у нас практически постоянно работает аппарат, который регулирует влажность воздуха. Для наших экспонатов это необходимое условие.

Специалисты в один голос говорят, что предметы, поднятые из воды, гораздо более чувствительны к внешнему воздействию и требуют большего консервационного вмешательства, чем «сухопутные». Если нет средств на консервацию, реставрацию и правильное хранение, лучше оставить артефакты там, где они лежали предыдущие столетия – под водой. В конце 90-х у археологов общества «Память Балтики» не всегда была возможность провести правильную консервацию. Сегодня некоторые предметы приходится заново консервировать, а некоторые её только ожидают. Как ни странно звучит, металл в условиях Балтики более подвержен разрушению, чем дерево. Дело в том, что дерево начинает активно разрушаться, когда попадает на воздух, в котором содержится губительный для него кислород. Это заметно по деревянным экспонатам в центре зала. Попавшие в ил сохранились лучше, потому что к ним не было доступа кислорода.

Что касается металла, то вода губительна и для него. Но многое зависит и от химического состава. Если цветной металл разрушается дольше, то с некоторыми свинцовыми сплавами происходит некая реакция, в результате которой от металла остается лишь углеродная сетка.

«Дары» Выборгского залива

– В коллекции экспонатов, которую я принимал, были картечные ящики со свинцовыми зарядами, – вспоминает Алексей Мельнов. – Я приготовился принимать тяжелые ядра, и удивился, что по весу они были чуть тяжелее пенопластовых. Реставраторы говорят, что это частенько наблюдаемый ими процесс, пока плохо изученный наукой.

Чугун, как был, так и остается, шутит Мельнов, тяжелым как смертный грех. Музейщики убедились в этом, когда рабочие затаскивали в Цейхгауз пушку с борта линейного шведского корабля, названного в честь супруги шведского короля Карла XIII – Хедвиг Элизабетты Шарлотты Гольдштейн Готторпской. Остов разрушенного корабля был обнаружен подводными археологами в 2006 году. Помимо пушки был поднят и подлинный станок, на котором она стояла до момента кораблекрушения. Больше двадцати лет орудие лежало на открытом воздухе у Дома наместника. 

– Часто спрашивают, сколько весит пушка, – рассказывает Алексей Мельнов, – мы отвечаем, наверное, больше трёх с половиной тонн. Взвесить ее не на чем, а чтобы установить на подлинный станок, пришлось сварить специальную станину. Сейчас она экспонируется примерно так же, как она стояла до затопления корабля утром 3 июля 1790 года.

Как и большинство шведских кораблей, «Хедвига» потерпела крушение в Выборгском сражении, сев на мель. На следующий день её штормом скинуло с банки, и она полностью ушла под воду. Однако работа русских корабельных батарей сильно потрепала судно. Алексей Мельнов показывает след от ядра, которое по касательной пролетело над пушкой и попало в станок. 

Рядом стоит вторая пушка, помельче. Невооружённым взглядом видно, что она в гораздо худшем состоянии. Внутренние процессы коррозии металла уже начались. Снаружи их не всегда заметишь, но иногда металл вспучивается изнутри, и куски его отваливаются.

– Наша задача передать эти предметы следующим поколениям максимально сохранными, – комментирует Алексей Мельнов. – Возможно, в будущем придумают технологию, способную остановить процесс разрушения лучше, чем мы можем это сделать сегодня.

Экспозиция в Цейхгаузе интересна ещё и тем, что здесь большое количество предметов и элементов парусных судов. Современному человеку они просто неизвестны – юферсы, шпангоуты, блоки всевозможного назначения. С некоторыми связаны интересные истории. Вот, например, длинный ствол дерева со сквозным отверстием посередине. Это шпангоут, через который попадающая на палубу балластная вода с помощью насосов сливалась за борт. Когда корабль развалился, деревянная труба оказалась в горизонтальном положении, и туда каким-то образом попал деревянный каблук от башмака XVIII века. Подняли один предмет, а через 20 лет после реставрации их оказалось два.

Здесь же можно увидеть коллекцию шведских медных монет разного номинала прекрасной сохранности. В XVII веке, когда добыча меди на Руси ещё не была толком налажена, русские купцы везли из Швеции медные монеты в мешках, а потом лили из них медные слитки.

В дальнейших планах музея – сделать на первом этаже Цейхгауза постоянную мультимедийную экспозицию, используя в том числе и такой ресурс, как шестиметровые потолки. Инсталляция в виде корабля, профессиональный музейный свет и современные мультимедийные технологии вкупе с подлинными музейными предметами помогут в увлекательной форме погрузить посетителя в мир парусного флота восемнадцатого века.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также