Краеведческий отдел библиотеки Алвара Аалто приглашает на новую выставку

Виктория Танина и Савва Эйрус-Шулепов: каждая новая выставка – большое исследование
327
Виктория Танина и Савва Эйрус-Шулепов: каждая новая выставка – большое исследование Краеведческий отдел библиотеки Алвара Аалто приглашает на новую выставку

11 февраля 1899 года состоятельные горожане собрались в ресторане «Эспиля» и учредили акционерное общество для поддержки Финского провинциального театра. Так 120 лет назад появился первый не только в Выборге, но и во всей Карелии профессиональный театр.

Хоть здание Выборгского городского театра было построено еще в 1832 году (напомним, что находилось оно рядом с новой ратушей, на пересечении нынешних улиц Сторожевой башни и Титова), в нем выступали только гастролирующие труппы. Пьесы шли на шведском, немецком, русском языках. А вот на финском – нет. В 1896 году горожане отправляли прошение в сенат об учреждении в Выборге финноязычного театра, но не получили поддержки. Поэтому выборгские меценаты, среди которых был и Юха Лаллука, взяли инициативу в свои руки.

Именно 120-летию основания Финского провинциального театра и посвящена выставка «Театральный Выборг», работающая на абонементе библиотеки Алвара Аалто. Подготовили ее сотрудники краеведческого отдела библиотеки Виктория ТАНИНА и Савва ЭЙРУС-ШУЛЕПОВ.

Несколько слов об этих молодых специалистах. Виктория, которая заведует отделом, пришла в библиотеку около двух лет назад, после окончания исторического факультета Выборгского филиала РГПУ им. Герцена. Она родилась и выросла в Выборге, а  Савва – коренной петербуржец. Около семи лет назад перебрался в наш город, в библиотеке работает третий год, по профессии культуролог. Виктория и Савва владеют английским языком, а Савва еще  немного знает финский. Это очень помогает в работе, которую ведет отдел, ведь материал на финском языке, собранный в библиотеке, мало изучен.

Cначала выставку хотели оформить в эстетике конца XIX века, но потом поняли, что такой подход умаляет дальнейшее развитие театральной истории Выборга. В результате экспозиция, нейтральная по оформлению, получилась из трех частей. Первая посвящена финскому периоду, вторая – советскому и современности. Савва рассказал, что в витринном пространстве абонемента принято располагать информацию слева направо, как поток чтения. В данном случае от такого подхода отказались и расположили довоенный и послевоенный периоды друг напротив друга, так как между ними нет преемственности. Объединяющим звеном служит третья часть «Выборгская театральная сцена», состоящая из фотографий, относящихся ко всем временным периодам. Здесь архивные снимки из собрания Финского национального театра, «Святой крепости», Выборгского народного театра…

Задумывая выставку, открывающую Год театра в Ленинградской области,  сотрудники краеведческого отдела обнаружили, что информации крайне мало. В фондах по этой теме имеется всего две книги на финском и одна на шведском языке. Что касается послевоенного периода, то сведения нашлись только в газетах. Пролистывая подшивки насквозь, Виктория и Савва прочитали в «Выборгском большевике» от 26 октября 1948 года такое сообщение: «По просьбе горкома ВЛКСМ и по ходатайству горисполкома в Выборге Управлением по делам искусств в Леноблисполкоме организован драматический театр. Художественным руководителем театра назначен лауреат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР В. В. Меркурьев». При дальнейшем поиске оказалось, что действительно Василий Меркурьев и его жена, режиссер и дочь великого режиссера, Ирина Мейерхольд открыли Выборгский драматический театр, который функционировал в Доме культуры на Красной площади. Артистов встречали на вокзале с духовым оркестром, 7 ноября состоялась премьера - «Тристан и Изольда» (к этому дню зрительный зал покрасили светло-зеленой масляной краской, побелили потолок – сообщает газета).  Просуществовал театр недолго, скорее всего, около года, более точно выяснить не удалось...

История двух народных театральных коллетивов – Советской армии и городского отдела культуры – глубоко изучена заведующим постановочной частью Выборгского народного театра Николаем КУЗЬМИНЫМ. В процессе работы над выставкой ЛОГАВ пополнился этими уникальными материалами, а краеведческий отдел библиотеки – архивными сведениями.   

В экспозиции использованы сборники пьес из редкого фонда, например, прижизненное издание Гете.

Конечно, и художественный руководитель «Святой крепости» Юрий ЛАБЕЦКИЙ, и режиссер Народного театра Александр КОСТЕНКОВ, и режиссер Молодежного театра Григорий ЛОГВИНЮК пришли на презентацию выставки. А когда Юрий Лабецкий стал рассказывать о становлении «Святой крепости», стало ясно, что реалии Финского провинциального театра и областного театра драмы и кукол очень похожи, несмотря на разрыв во времени…

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

P.S. С выставкой можно познакомиться в витринном пространстве абонемента до 28 февраля.

В газете материал вышел под заголовком: "Выборг театральный: разрыв и связь времен"

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев