Какие животные приложили «лапу» к строительству Выборга?

885
Работать в замке было Машиной мечтой

«Я увидела, как Маша сидит под лестницей и чистит кирпичи, и вспомнила себя молодую», – сказала как-то старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника Зинаида НОВОСЕЛОВА. Молодого специалиста Марию ИВАНОВУ можно считать преемницей Зинаиды Анатольевны, ушедшей недавно на заслуженный отдых.

Маша родом из Сургута. В музыкальном колледже ее готовили к поступлению в консерваторию Римского-Корсакова (фортепиано, вокал), а она приехала в Петербург учиться на искусствоведа:

– Мои родители – архитекторы, наш дом полон художественных каталогов, так что я в этой среде выросла. Искусствовед – это специалист широкого профиля. Среди моих бывших сокурсников есть и фэшн-фотограф, и музейщики, и те, кто работает в сфере просвещения. А моя дипломная работа была посвящена градостроительству Выборга в шведский период. Тогда я впервые побывала здесь, увидела замок и была совершенно очарована.

После окончания художественно-промышленной академии имени Штиглица Мария жила в Питере, работала не по специальности и, по собственному признанию, ждала возможности устроиться в выборгский музей. Когда узнала, что в замок пришла новая команда, попросилась на работу.

– Владимир Олегович ЦОЙ спросил: «В чем ты себя видишь, что тебе интересно?» Я ответила: «Археология». «Это нам пригодится!»

Марии поручили работу с фондом археологии и камеральную (первичную) обработку будущих экспонатов. Когда, например, в Выборге работает археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, находки нужно почистить, сфотографировать, внести в опись. Ранее этим занимались сотрудники института, потом все материалы отправлялись для изучения в ИИМК РАН, а оттуда – обратно в музей.

– Все материалы, поступающие из ИИМК РАН, мы ранее были обязаны принимать в основной фонд – от, условно говоря, золотого ключа до осколков керамики и гнутых гвоздей, – поясняет ученый секретарь музея-заповедника Алексей МЕЛЬНОВ. – Таким образом у нас в коллекции оказалось много массовых находок в плохом состоянии, которые практически невозможно списать. В ситуации, когда первичную обработку выполняет сотрудник музея, можно малоценный материал внести в опись и закопать, так сказать, вернуть острову. А те находки, что возвращаются из института, нам уже знакомы, с ними легче работать.

Предмет особого интереса Марии – кирпичи.

– У нас богатая коллекция кирпичей XV-XVII веков, основу которой заложила экспедиция Евгения Кальюнди в 1960-х годах. Много поступило после раскопок в старом кафедральном соборе в 2013-2015 годах. В XV веке в Швеции началась борьба с горючими строительными материалами: плотно застроенные города часто выгорали из-за пожара в одном-единственном доме. Карл Кнутссон Бунде основал в Выборге кирпичное производство для нужд замка и города и подарил его монахам доминиканского монастыря. Считается, что именно при Бунде замок обрел готические своды. В городе тоже появились кирпично-каменные дома, но их было всего 10-15 % от общей застройки. У нас в коллекции много кирпичей с отпечатками животных, в основном коз и собак. Дело в том, что кирпичи формовались вручную и перед обжигом сушились несколько недель. Наличие следов говорит о том, что, во-первых, в Выборге не было специального помещения для сушки кирпичей, а во-вторых, животные чувствовали себя в городе вольготно. Само производство, по моим подсчетам, находилось где-то между ж/д вокзалом и Ильинским храмом. Много у нас и кирпичей, изготовленных на рубеже XIX-XX веков. Формированием этой коллекции занималась Зинаида Анатольевна.

Сотрудники музея-заповедника думают над созданием каталога «кирпичной» коллекции и собираются показать ее не только в Выборге, но и в других городах. Первым пунктом, скорее всего, станет Сортавала.

– А вы видели нашу выставку «Карельские древности», одну из самых крупных в России и Северной Европе? Это ювелирные украшения XI-XIII веков, есть и те, что датируются VIII веком. Мне повезло лично работать с этой коллекцией на этапе передачи музею и последующей подготовки экспозиции. Замдиректора Александр Михайлович СМИРНОВ привозил в замок сотрудников ИИМК РАН, которые меня подробно консультировали. Это очень интересная работа! Вот все видят эти украшения через стекло витрины, а я все все в руках держала!

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев