ГРЫМОВ, КОТОРЫЙ НАС УДИВЛЯЕТ

ГРЫМОВ,  КОТОРЫЙ НАС УДИВЛЯЕТ
557
ГРЫМОВ, КОТОРЫЙ НАС УДИВЛЯЕТ

В фестивальную неделю выборжцам довелось познакомиться с на редкость интересным собеседником  – кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, фотографом, членом общественной палаты Московской области, академиком кинематографических искусств «Ника» и академиком рекламы Юрием ГРЫМОВЫМ. За его плечами всего пять фильмов и около 600 рекламных роликов, получивших свыше 70 призов на российских и международных фестивалях.

Почти тридцать лет Юрий Грымов работает в рекламном бизнесе, в 1991 году основал производственную «Студию ЮГ», в 1996 создал Школу кино и телевидения, просуществовавшую восемь лет и выпустившую за эти годы около 500 студентов. В 1998 году состоялась премьера его первого полнометражного художественного фильма «Му-Му». С 1998 года совместно с ИД «Крестьянка» выпускает журнал «Посмотри» (издатель, главный редактор), в 2007 году издал фотоальбом «Лучше, чем просто», объединившем лучшие работы Грымова в области фотографии за 15 лет.

– Когда я сегодня ехал на встречу, увидел объявление, в котором говорилось о встрече с «Мастером», то есть со мной. Слово «Мастер» неприменимо ко мне, у меня нет профессионального образования в кинематографе (учился в железнодорожном вузе). Однако, поразмыслив, я нашёл оправдание этому термину: у меня в военном билете в графе  «профессия» указано: «мастер», а чего и как не дописано. Поэтому, да, я мастер.    

Я никогда не стеснялся своей работы. В детстве увлекался живописью, но одну из своих картин не подписал. В ответ на бабушкин вопрос, почему, заявил: «Мне кажется, что это не очень хорошо получилось». Бабушка заметила: «Надо подписывать всегда, чтобы все знали, что это плохо сделал Юра Грымов». 

– Режиссура в вашей жизни главное занятие? 

– Основное, потому что четверть века я этим занимаюсь в разных профилях. Мне интересно было заниматься и рекламой, и телевидением, и театром, и дизайном – созданием некой жизни. Ориентир для меня художественное кино, в которое я вкладываю осмысление того, что вижу. Сегодня я, наверное, соглашусь с известным режиссёром –  Михаэлем Ханеке, который однажды сказал: «Профессия режиссёра переоценена: при наличии хорошего сценария и хороших актёров надо быть полным идиотом, чтобы снять плохое кино». Для меня режиссура – не профессия, а образ жизни.     

– В чём суть профессии режиссёра? 

– Сложный вопрос. Когда я преподавал, для меня было важно расставить приоритеты: что есть хорошо, что важно в кино. А если речь идёт о режиссуре, то для меня это - публичные осмысления моих страхов, запутанности. Для меня важно, чтобы, прочитав книгу или посмотрев фильм,  люди поняли, что они могут подняться чуть выше и задуматься, что они люди. Именно такое впечатление на меня всегда производила литература и кино. Для меня режиссура – возможность сделать себя лучше.  

– А есть ли фильмы, о которых сожалеете, что сделали их не вы? 

– Я сожалею в том случае, если не понимаю, как это сделано, например картина «Андрей Рублёв» Тарковского. На мой взгляд, такие  картины делаются где-то свыше. Мои ориентиры – советские фильмы. Мой учитель – выдающийся оператор Георгий Рерберг, который относился ко мне очень бережно, именно он задал тон моего отношения к изображению. Помню, однажды, командуя на съёмочной площадке, я сказал оператору: «Надень эту штуку на камеру». Оператор косо посмотрел на меня, а Рерберг шепнул: «Плюнь, миллионы людей знают, как эта штука называется, только они не будут снимать кино, а ты будешь».  

Классика во все времена была популярным материалом для многих режиссёров. В последние годы зритель имел возможность увидеть несколько вариантов «Анны Карениной», не ушёл от этой истории и Юрий Грымов. Сегодня режиссёр работает над своей версией «Анна Каренина: интимный дневник». 

– Это ни в коем случае не «клубничка», интимный – значит личный. В те времена и сейчас люди ведут дневники, только сегодня он, как правило, публичный – в соцсетях. Я представил себе, что такой дневник был и у Анны Карениной. А фильм у меня начинается со слов:  когда у девушки всё хорошо, она дневник не ведёт. 

Я снимаю те сюжеты, которые сегодня отвечают на какие-то мои вопросы. Моя история связана с такой загадкой человеческой натуры, как любовь. Понятно, что когда человек влюбляется в 20 лет – это одно, а когда в 30 – совсем другие чувства. Анна не с мужчинами не разобралась, а с самой собой, поэтому  и  трагический финал. В этой картине я сценарист, я переписал Толстого с точки зрения женщины. Критики не боюсь, роман  написан Толстым, а фильм – это моё кино.   

Сейчас режиссёр работает над  фильмом  «Три сестры» по чеховской пьесе (здесь он впервые выступает и в роли оператора). И конечно, Грымов бы не был Грымовым, если бы не постарался чем-то да удивить зрителя. На это раз тем, что сёстрам в его видении от 60 до 65 лет. Признается, что в картине 95 процентов авторского текста, несмотря на то, что действие перенесено в наши дни. В фильме  заняты Максим СУХАНОВ, Александр БАЛУЕВ, Игорь ЯЦКО, Игорь ЯСУЛОВИЧ, Александр ПАШУТИН, Владимир НОСИК, Людмила ПОЛЯКОВА, Анна КАМЕНКОВА, Ирина МАЗУРКЕВИЧ. 

– Когда я позвонил Анне Каменковой и предложил сыграть среднюю сестру, она растрогалась. Как оказалось, всю жизнь мечтала сыграть Машу, но уже и не надеялась… Я  вообще-то видел несколько постановок пьесы и никак не мог вообразить, что в сегодняшнем мире могут сидеть на даче, ничего не делая, молодые девушки и философствовать… В то же время мне   хотелось  показать уходящую натуру, настоящих московских интеллигентов. 

В юности я эту пьесу не понимал, а сейчас читаю с удовольствием. Снимать действие несложно, а вот рассказать историю… В обычной жизни любой наш собеседник – человек со своей историей, мы наблюдаем, как он говорит, ждём, что будет дальше, но нас никто не пустит в историю собеседника – в этом и есть магия кино. 

– В вашем фильме столько известных артистов. Чем вы их привлекаете?

– Я очень интересный. Никогда себя не сравнивал с другими режиссёрами, думаю, что артисты соглашаются на мои проекты, потому что верят мне. Они настоящие профессионалы, нам комфортно вместе работать. Многому учусь у них. 

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также