Дверные заполнения в усадебных строениях

Дверные заполнения в усадебных строениях
692
Дверные заполнения в усадебных строениях

Бывшие сотрудники музея-заповедника – нынешним

Дверные заполнения  в усадебных строениях Монрепо – еще одна поэтическая страница в истории русского интерьера. Мистически таинственная и феерически прекрасная. Научные исследования, проведенные в 1980-х, решительно  свели на нет метафизическую составляющую предпроектных работ, с неоспоримой и убедительной силой доказав несомненную ценность и уникальность любой архитектурной детали усадебных интерьеров.

Поверхности дверей Главного дома являются носителями двух, трех и более слоев XVIII в., каждый из которых окрашен полихромно. Замечательный исследователь-технолог Н.Блюменфельд провела предварительные изыскания, выявив монохромность цветовых решений  и определив вектор и характер дальнейших исследований. В каждой комнате – свой цветовой ансамбль окраски дверной поверхности, наличников и косяков. Помимо обычных масляных красок и различных пигментов в отделке дверей использовались серебро, золото и бронза.    

-

Позже, через 100 лет после строительства, почти все двери бельэтажа претерпели реконструкцию, повинуясь технологическим и эстетическим требованиям новой эпохи, сохранив под наслоениями все деревянные конструкции, а также следы оригинальной накладной скобянки. В третьей четверти XIX в. наружные металлические приборы были сменены на внутренние, т.е. врезные. Врезные приборы требуют толщины, которую тонкие полотнища XVIII в. не в состоянии были обеспечить. Для этого на обвязки наклеили дополнительные планки, создав тем самым необходимую толщину полотнища. При этом цветовое решение дверей приобрело совсем другой характер, в соответствии с новыми эстетическими требованиями Викторианской эпохи. В результате сегодня мы получили два типа дверей: оригинальные XVIII в. и новое их стилевое прочтение XIX в.. 

Есть надежда, что нынешние реставраторы продолжили исследования, в результате которых интерьеры дворца получат после реставрации полную и подлинную историческую интерпретацию колористических композиций в каждой комнате. 

И еще одна важная деталь. Несколько лет назад фасад одной из дверей в западной части дома был расчищен полностью до первого слоя, что представляется серьезной реставрационной ошибкой. Все подлинные слои на этой двери в результате были уничтожены, включая первоначальный, оставив только раскрашенную подготовку под чистовую покраску: интерьерную столярку красили за два-три раза, поэтому первый слой, как правило – подготовительный.  

Есть еще одна серьезная опасность для памятника. Общепринятая практика удалять все слои с дверной поверхности, а потом красить заново в придуманные цвета приведет только к одному: утрате подлинных, наиболее ценных свидетельств аутентичной многоцветной окраски. Приемлемыми и грамотными видятся послойные фрагментарные раскрытия с показом всех покрасочных этапов и с последующим их экспонированием в музейных интерьерах. 

Игорь КИСЕЛЕВ, архитектор, г. Филадельфия

Иллюстрация: Два фасада одной двери. Реконструкция. Верху - фасад двери в парадном помещении. Ниже – та же дверь с обратной стороны, ориентированная в жилую комнату, – называется потайной или стеновой. Эта сторона двери лишена пластики, т.е. плоская и отделана в том же материале, что и стена

 

Читайте также