150 ЛЕТ ЗАКРЫТИЯ «РУССКОЙ АМЕРИКИ»

150 ЛЕТ ЗАКРЫТИЯ  «РУССКОЙ АМЕРИКИ»
540
150 ЛЕТ ЗАКРЫТИЯ «РУССКОЙ АМЕРИКИ»

В 1867 году Аляска была продана американцам. Они получили не просто полуостров, а огромные российские территории, богатые разнообразными ресурсами. Граница двух государств была пересмотрена, в следующий раз изменившись только в 1991 году, на фоне развала СССР и новых уступок. Как это стало возможным, и что означало закрытие «Русской Америки»?

Посмотришь на глобус, Россия и США – в разных полушариях, как диаметральные противоположности. На американских картах США располагают в центральном секторе, они «венчают» земное пространство. Зримо выделяется Аляска – своими размерами и явной обособленностью от остальной части государства. Как своего рода географическое напоминание, что исторически именно Россия первой из Старого Света открыла и закрепила за собой огромные территории Аляски в Северной Америке. И сегодня наши две страны не так отдалены, как порой кажется.

Мы редко вспоминаем о том, что Россия и США – страны-соседи. С американцами мы делим непосредственную границу, которая с 1990-х «прочерчена» в море. Но широко известно, что земли Аляски были русскими до того времени 150 лет назад, когда император Александр II уступил их Соединенным Штатам за 7 миллионов 200 тысяч долларов золотом. Впрочем, не только их.

Российские владения в Северной Америке начали появляться после экспедиции Гвоздева и Федорова еще в 1732 году. Осваивали «Русскую Америку» поначалу частные лица, но к концу XVIII века для этого была создана монополия (Русско-американская компания). Освоение территорий происходило довольно мирно, в отличие от известных жестокостями процессов колонизации, проводившихся другими странами. 

Коренное население в российском подданстве имело все права. Это уже в рамках американского государства им довелось оказаться на положении людей «второго сорта». А до тех пор они весьма охотно принимали православие и другие российские духовные и материальные «ноу-хау», обретая широкие возможности для социализации и труда. И наоборот, пушнина и продукция китобойного промысла, добывать которые российские «колонизаторы» учились у туземцев, приносили сверхприбыли. 

Но с началом второй половины XIX века в российском истеблишменте была посеяна идея о том, что эти удаленные земли, относительно уязвимые с геополитической точки зрения, более обременительны, нежели полезны в экономическом и стратегическом плане. Защищать малонаселенные земли на соседнем континенте представлялось все более трудным. Ведь тогда не было авиации, не говоря уже о ракетах, тем более, базирующихся на подводных лодках. Тем не менее, отдать вот так, без борьбы? Очевидно, что собирание и сохранение земель требовало сил и воли, которых почему-то у царя вдруг не оказалось...

Первое официальное предложение о сделке высказали американцы – лет за 10 до того, как она состоялась. Для Вашингтона было важно не допустить возможности перехода территорий Аляски в руки британцев, конкуренция с которыми на континенте усиливалась для всех игроков. Но импульс к заключению договора, в итоге, тайно исходил от Санкт-Петербурга. Здесь нашептывали, что содержать Аляску – затратно, а уступить, в итоге, придется.

Переговоры и принятие решений шли особо секретно, в крайне узком круге официальных лиц двух стран. Потрясенной публике лишь сообщили об уже состоявшейся сделке. Еще бы – продажа Аляски стала шоком для жителей всей империи, никакой поддержки ее широкими слоями населения в помине не было. Некоторые исследователи считают, что царская власть сильно рисковала, пускаясь в такие «предприятия», причем именно в глазах собственных подданных. В истории страны так с землями до тех пор не расставались. 

Известен набор игральных карт из той эпохи, который символично отражает единство земель и народов большой России. В колоде были все губернии уже тогда необъятной страны. Привычно в ней смотрелась и «Русская Америка». То, что император довольно неожиданно принял решение избавиться от этой «карты», вызвало много кривотолков. Были и теории о предательском сговоре в высших эшелонах, и слухи, что это «просто аренда». Последние даже обрели популярность, они внушали надежду.

Но достаточно открыть собрание официальных документов, чтобы убедиться, что ни о какой «аренде» речи 150 лет назад не шло. Официально, уступка всех прав на эти территории – площадью более 1,5 млн кв км – произошла в октябре 1867 года, когда состоялась церемония смены флага и войск после всех процедур ратификации и обмена грамотами. Сам договор подписали еще 30 марта. В нем – эти 1,5 млн кв км за 7,2 млн долларов (и если поделить одно на другое получится, мягко говоря, скромная цена в 4 «с копейками» доллара за квадратный километр).

Да, уступались только земли, не находившиеся в частной собственности, отдельно оговаривались и права «обрусевшего» местного населения, постановлялось, что «храмы, воздвигнутые Российским Правительством на уступленной территории, остаются собственностью членов Православной церкви, проживающих на этой территории и принадлежащих к этой церкви». Но все же – продажа государственной земли и полная уступка прав на нее...

До сих пор в историческом Ново-Архангельске (ныне – Ситка) есть православная церковь. Есть и другие – вполне «живые» – памятники на территории Аляски, давно ставшей «своей» для населения США, и в других штатах, напоминающие о «Русской Америке». К слову, однажды в нее входили русские крепости (читай  – базы) в Калифорнии и на Гавайях. Ее на протяжении столетий открывали мореплаватели, ученые и купцы из России - и «закрыл» росчерк пера. Известный царь-реформатор и «Освободитель», как получается, «освободил» еще и Аляску?

По итогам «сделки века» уступки американцам пришлось сделать не единожды. В статье первой конвенции 1867 года оговаривались границы уступаемых территорий суши, но не затрагивался вопрос принадлежности вод. Формально, они так и относились к России. Но наша страна многие годы не выдвигала претензии по ним, молчаливо допуская их использование США. Конец этой ситуации положили очередные уступки в 1990 году, известные как «Соглашение о Линии Шеварднадзе-Бейкера».

Россия в нынешнем году встретит 100-ю годовщину революционных потрясений 1917 года, перевернувших историю страны и мира. А в самом большом штате США в 100-й раз отметят в октябре «День Аляски» – реконструкцией церемонии передачи полуострова Россией. Стоит ли напоминать о том, что спустя небольшое время после той продажи на Аляске нашли гигантские залежи золота, затем нефти и прочих ископаемых, и сегодня этот штат не только крупнейший, но и один из богатейших в США. 

О судьбе Аляски много вспоминали три года назад на фоне воссоединения с Россией Крыма. На волне поразившего весь мир процесса, когда жители полуострова проголосовали за возвращение его «в родную гавань», на Западе заговорили об «аппетитах» руководства в Москве, посыпались штампы про «русского медведя». Кое-кто в России начал развязно утверждать, что само развитие страны в 2000-е годы пошло «не туда», очевидно, подразумевая, что нам следовало бы навечно остаться в 1990-х?

Но Россия изменилась. То, что случилось тогда, 150 лет назад, сегодня не может присниться даже самым «заклятым друзьям», не правда ли?

Дмитрий ФЕДОРОВ

Читайте также