ЛИЦЕЙ - ШКОЛА - ГИМНАЗИЯ

ЛИЦЕЙ - ШКОЛА - ГИМНАЗИЯ
3087
ЛИЦЕЙ - ШКОЛА - ГИМНАЗИЯ

На память о родной школе медалисты Выборгской гимназии получили прекрасный подарок - книгу “Лицей. Школа. Гимназия”, посвящённую  истории пяти учебных заведений, располагавшихся в здании на Пушкинской, 10 со времени его постройки. Быть может, через несколько десятков лет наличие такой книги в выборгских семьях станет знаком причастности к альма-матер?

Предыстория

Толчком к созданию этой книги послужила находка. Руководитель пресс-службы спортивного клуба “Фаворит” Дмитрий СЕМЁНОВ купил в Финляндии книгу “Выборгский классический лицей (1879 - 1940)” 1958 года издания. Книга содержит подробнейшие сведения по истории создания в Выборге финского классического лицея и этапах его деятельности. Коллективу издательства “Фаворит-Выборг” захотелось сделать нечто подобное на русском языке, в полной мере отразив и послевоенную историю здания. Работа над книгой заняла девять месяцев: работали в ЛОГАВ и в архивном отделе при районной администрации, встречались с людьми, жизнь которых когда-либо была связана с этими стенами. Пришлось поездить и в Санкт-Петербург, и за рубеж. В результате книга вышла в двух вариантах - в Выборгской типографии и в петербургском издательстве “Дитон”. Выборгский чёрно-белый вариант, так сказать, эконом-класса, в полном объёме содержит ту же информацию, что и питерское роскошное цветное издание на мелованной бумаге. 

Предисловие к книге написал помощник бывшего президента Финляндии Кекконена - Кауко СИППОНЕН, один из двоих ныне живущих выпускников Выборгского финского классического лицея.

  Вообще, надо сказать, книга сделана добротно. Её создатели умудрились структурировать сведения, добытые из разных источников, нашли множество фотографий. Хотя, например, когда дошли до периода УПК, перед ними, по признанию Дмитрия Семёнова,  зияла чёрная дыра. 

“Я был единственным “классиком”…

Первая глава посвящена истории средневекового образования в Выборге. Сведения взяты, в частности, из второй части книги финского историка Й. Руута 1908 года издания.  (Кстати, в библиотеке Алвара Аалто есть только первая часть этого труда. Вторую же посчастливилось купить в Хельсинки у букинистов.) Из этой главы узнаём, что первое упоминание о выборгской городской школе встречается в документах кафедрального собора Турку в 1409 году. 

На протяжении веков политические и религиозные перипетии вносили свои изменения в пёструю систему городского школьного образования. Высокий статус Выборга подчёркивает тот факт, что 1641 году здесь открылся единственный в Финляндии лицей, где преподавали риторику, логику, стихосложение, греческий, физику и богословие. Интересно, что это учебное заведение не пользовалось популярностью у самой состоятельной части горожан - бюргеров. Они предпочитали отдавать своих детей в старую школу, где учили немецкому языку, арифметике и чистописанию. Финский язык попал в программу обучения как обязательный только в 1843 году, но часов на него отводилось ничтожно мало, и до 1879 года в городе не было ни одной школы с преподаванием на финском языке. Вообще, история  создания финского классического лицея, по сути, представляет собой борьбу самой многочисленной части населения Выборга за свою национальную идентичность. Поначалу финский классический лицей, готовивший своих учеников к поступлению в университет, открылся в 1879 году в Выборге как частный и только через пять лет стал государственной школой. В 1892 году он переехал в собственное здание на улице Агриколы (ныне Пушкинской), построенное по проекту Якоба Аренберга. В нём школа и продолжала существовать до осени 1939 года. 2 февраля 1940 года в здание лицея попали две  бомбы, обрушив свод помещения кассы, где остались погребёнными 30000 марок и школьный архив. Больше финский классический лицей в эти стены не вернулся. Воспоминания бывших лицеистов, несомненно, вызовут у читателей улыбку: “Я был единственным “классиком” в нашем доме на Папуле. И тогда мне казалось, что уровень знаний моих сверстников, обучающихся в других школах, несколько сомнителен именно по той причине, что они–то  “классиками” не были…”. В этой части книги, помимо фотографий и воспоминаний, есть даже предметная почасовая сетка, учебный план (финскому отведено 4 часа в неделю), сведения о преподавателях, а также именитых выпускниках.

Недетские печали

После войны в здании обосновалось Выборгское педагогическое училище, позже преобразованное в учительский институт. О том голодном, но счастливом времени вспоминает Валентина Ивановна ЧЕРЕПОВА (кстати, найденная через нашу газету), студентка Выборгского педагогического училища в 1946-1950 гг.: “Мы радовались тому, что можем получать знания, помогаем приводить город в порядок, вместе, сидя вокруг печки, жуём хлеб с маргарином, занимаемся музыкой…”. У Валентины Ивановны, к счастью, сохранились фотографии, на которых есть весь преподавательский состав. Руководил тогда училищем Аким Константинович Строчек.  

29 июля 1957 года на базе Выборгского педагогического института в здании на Пушкинской, 10 открылась средняя школа-интернат № 1. Завуч школы Тамара Никитична ТИХОНОВА рассказывает, что интернат задумывался как лицей и какое-то время набирал детей одарённых. С 1961 года преподавание некоторых предметов велось на английском языке. Но потом наступили другие времена, школа № 11 получила статус английской, а интернат стал принимать детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на сложный детский контингент, это было сильное учебное заведение с прекрасным преподавательским составом. Школьная дружина носила имя пионера-героя Юты Бондаровской. Мать Юты каждый год приезжала к ребятам в гости. С воспитанниками занимались строевой подготовкой военные, поэтому победоносная команда школы-интерната защищала честь Ленинградской области на всесоюзных “Зарницах”. Очень трогательны воспоминания Татьяны ШУМИЛИНОЙ: “Теперь я понимаю, что многие ребята к моменту поступления в школу уже пережили своё большое и маленькое горе и невзгоды. У моей первой школьной подруги Люды Антоновой умерла мать, когда ей было 6 лет… Однажды ночью мы долго не спали, и Люда стала рассказывать мне о том, как дома умерла её мама. До сих пор помню эту ночь…” 

Таким вот осиротевшим ребёнком пришёл в школу-интернат № 1 и Саша Петров, будущий бизнесмен и президент спортивного клуба “Фаворит”. Сначала  мальчик потерял отца, потом, уже будучи в интернате,  - маму. Александр Петрович вспоминает, как директор школы Вадим Васильевич Шмелёв тактично и в то же время по-мужски прямо сообщил ему о смерти матери. “Волевой и решительный человек, он и в нас воспитывал эти качества”. В том, что Шмелёв был незаурядным человеком, можно убедиться, прочитав написанную им хронику одного дня директора школы-интерната: “…шепоток в углу учительской: “Ну и деточки пошли, куда б сбежать из интерната? Сил больше нет!”. Директор смекает, что должон что-то тёплое и изрекает: “Ничего, бабы, держитесь! Епоха такая. Да и до пенсии осталось 3695 дней”. Далее: “Опять разнос. Теперь уже за то, что меню интерната стало известно всему городу. Яичная скорлупа, недоеденные булочки, конфетные обёртки, корки от апельсинов  - всё это дети “нечаянно” уронили за пределами его владений…”. 

В 1979 году на Пушкинской, 10 обосновался учебно-производственный комбинат. Кого тут только не готовили! Секретарей-машинисток и токарей для ВСЗ, монтажников радиоаппаратуры для Приборостроительного завода, швей-мотористок для “Маяка”, слесарей механосборочных работ для “Электроинструмента”, продавцов, автослесарей, счётных работников! Тут уж можно улыбнуться рассказам наших современников, прошедших горнило УПК. “Мы, помню, устанавливали колёса на оси будущих детских колясок, иногда грузили готовые коляски в машины. В перерывах на обед самые отчаянные из нас залезали на трубу завода и махали рукой всему городу…” Интересна  география  нынешнего проживания выпускников - от Казахстана до Финляндии.  

Директором УПК был Юрий Гауков. Его-то родственники и нашли для книги фотографии и некоторые документы.

“Пока свободою горим…”

“Клянусь всегда стремиться понять другого человека и помнить, что люди разные, а сердца их ранимы”, - прекрасно, не правда ли? Это строки  клятвы ученика Выборгской гимназии, которая звучит в этих стенах с 1991 года. Развитие индивидуальности и было основной идеей создания в Выборге гимназии с гуманитарным уклоном (“Все мы дружная семья, хоть отдельно каждый - я!”). Первый директор гимназии Людмила ТУМАШОВА задумала воплотить в учебном заведении как классические, так и современные методы образования. Модель обучения в начальной школе выбрали развивающую, по программе Эльконина-Давыдова. В программу учебного курса были введены этика и закон божий, уроки театрального мастерства, хореографии. С 1998-го по 2005 год здесь проходил эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Такой широкий образовательный диапазон не мог не сказаться на результатах. Вот лишь несколько имён гимназистов, которыми гордится Выборг: депутат областного ЗакС Владимир ЦОЙ, выдающиеся спортсмены Мария НЕЁЛОВА, Рафаэль и Ринат ВАЛИТОВЫ, Антон ЧЕРНЕНКО, Николай ШАНГИЧЕВ, адвокат Евгений ТОНКОВ. 

И во все времена здесь были сильны традиции преемственности. Так, сын директора Георга Валле, Даниэль, учился в лицее, а впоследствии стал известным медиком и автором научных работ. Здесь также учились: Харри Бергут, сын Аделя Бергута, стоявшего у истоков лицея; Юрьё Ойнонен, сын последнего ректора лицея, ставший писателем и преподавателем;  Вольмар Светихин, брат художника Виктора Светихина, некоторое время преподававшего в лицее рисование. Пришло время - и Александр ПЕТРОВ привёл в родные для него стены своих сыновей. Его супруга Марина как активный родитель возглавила школьный родительский комитет, а впоследствии и само учебное заведение. Пролетели школьные годы. Виталий стал профессиональным автогонщиком международного класса, Сергей - талантливым композитором. 

В гимназии, которой сейчас руководит Марина ПЕТРОВА, между учениками и преподавателями традиционно присутствует дух товарищества и взаимного уважения. Начинания, когда-то новаторские, теперь стали незыблемыми традициями. Есть у сегодняшних учеников и свои собственные приметы и легенды. Автор этой статьи своими ушами слышал из уст юных журналистов гимназии школьные байки про заколдованный “столовский” стол и школьное привидение. Правда, никто пока не перенёс их на бумагу. Зато в книге можно найти сочинения на тему: “Трудно ли быть гимназистом”, “Учитель гимназии - какой?” и др. 

Конечно, ученики гордятся старинным зданием своей школы. И, безусловно, эта книга должна быть со временем прочитана каждым из них. Разве не интересно им будет узнать, что примерно на том месте, где сейчас в парадном зале висит экран, раньше висел портрет царя? И весной 1917-го высший инспектор доктор С. Нюстрем лично влез по шаткой лестнице наверх и снял портрет со стены… Интересно и проследить жизнь старого здания в советские годы по страницам единственной городской газеты “Выборгский коммунист” (ныне “Выборг”).

...А на днях в Белом зале ресторана “Дружба” состоялся вечер воспоминаний. Александр Петров впервые после многих лет встретился со своими педагогами - классным воспитателем Тамарой Никитичной ТИХОНОВОЙ и учителем математики Галиной Николаевной ШАБАРОВОЙ (Корнеевой). Пришли и бывшие преподаватели УПК Лариса БОЙКОВА и Галина КОЗЛОВА, выпускники УПК разных лет, преподаватели и выпускники гимназии (среди них – Виталий Петров), представители администрации. Много слов благодарности было сказано в адрес общественной организации “Фаворит”  директором Выборгской гимназии Мариной Петровой и председателем районного комитета образования Ольгой КАРВЕЛИС, ведь редактор сборника Дмитрий Семёнов и его команда проделали огромный труд по подготовке книги. 

- Ещё раз хочу поблагодарить Дмитрия Семёнова за идею и её воплощение. Сегодня мы встретились со своими учителями, которых не видели много лет, вспомнили былое и узнали много нового, в том числе взглянули на себя глазами учителей. Благодаря таким встречам приходит понимание и осознание того, как много сил, энергии и какую громадную часть своей души вложили в нас наши наставники. Низкий им за это поклон, - сказал в завершении встречи Александр Петров.  

И, конечно, каждый гость получил в подарок книгу. 

Читайте также