Чем лечили болезни в Выборге в 18 веке

3570

Осенью трудно избежать темы болезней и лекарств. Даже если очень хочется не говорить о печальном. Но недомогания и хвори, увы, – постоянные спутники осени. Тема здоровья и всевозможных недугов часто звучит в мемуарах, а особенно в письмах обитателей усадеб и имений. В том числе в письмах баронов Николаи.

12 сентября 1788 года Людвиг Генрих пишет сыну (два года назад, в 1786 году, восьмилетнего Пауля отправили учиться в немецкий город Эйтин, где он жил на правах члена семьи у немецкого поэта и переводчика И.Г. Фосса): «Если зубы причиняют тебе боль, то единственное средство – это вырвать их. Если тянуть с этим, то можно заработать серьёзную болезнь и язвы. Если же это флюсы, то поможет только терпение и тепло». Матушка Иоганна-Маргаретта тоже беспокоится о состоянии здоровья сына: «Как дела с Вашим двойным зубом, держится ли он в своих границах; надеюсь, другие заставляют Вас страдать меньше» (письмо от 22 мая 1789 г.).

Как же справлялись с зубной болью в XVIII веке? Терпели! А если страдания становились нестерпимыми – удаляли больной зуб. Причем, до XVIII века зубодерами могли быть кузнецы, цирюльники, бабки-повитухи, даже палачи подрабатывали удалением больных зубов. А профессия врач-дантист появилась только в 1700 году во Франции. Бормашина была изобретена в 1790 году, она приводилась в движение с помощью ноги. А изобрел ее личный врач Джорджа Вашингтона – Джон Гринвуд. С зубной болью пытались бороться с помощью пиявок и кровопусканий. Процедура кровопускания была весьма популярной для лечения многих болезней. «Императрице было сделано кровопускание, дабы не допустить каких-либо дурных последствий сего прискорбного известия», – писал Людвиг Николаи графу С.Р. Воронцову 3 февраля 1798 г. Мария Федоровна тогда пребывала в ожидании рождения ребенка, а «прискорбное известие» – весть о кончине ее отца, герцога Вюртембергского.

В XVIII – XIX веках существовало три способа лечения: народными средствами, молитвой и «аптекой». Можно было, конечно, положиться и на авось. Андрей Тимофеевич Болотов (ученый-ботаник, родоначальник русской агрономической науки, селекционер, лесовод, ландшафтный дизайнер, писатель XVIII-XIX веков) описал историю своего тяжелейшего отравления: через несколько дней мучений «вся болезнь прошла благополучно сама собою». Если болезнь «сама собою» не проходила, то прибегали к народным средствам. Головную боль лечили, прикладывая к голове капустный лист. Ушибы и шишки на голове посыпали мелко нарубленным свежим лозняком. Жар снимали, привязывая к венам холодные разрезанные огурцы. Клубникой укрепляли сердце и очищали кровь. При лечении болезни глаз применяли отвар из васильков, от геморроя – рябину и почечуй. Геморроем, этой деликатной болезнью, страдал Людвиг Николаи. «Из восьми недель, из которых в этом году состоял мой отдых, шесть первых недель при плохой погоде и постоянных приступах геморроя, не опасных, но очень болезненных, я провёл у себя в комнате и в основном в постели», – писал Людвиг Николаи сыну 11 сентября 1800 года.

Андрей Тимофеевич Болотов был прекрасным травником, сам собирал травы, делал настойки и порошки. Если у него начиналась простуда с жаром и головной болью, он делал так: «свернув бумажку и щекотя ею в носу, принудил себя чихнуть и повторял сие раза два». Сосуды при этом расширялись, и головная боль исчезала! А Болотов писал: «От мигрени я в очередной раз отчихался! Попробуйте и вы». Есть и еще один рецепт от Андрея Тимофеевича Болотова. Если он простужался, то добавлял в трубку, набитую турецким табаком, листья мать-и-мачехи. А покурив, пил «чай по-болотовски» – с тремя травами: буквицей, шалфеем, ромашкой. Чай пил со сливками и медом. Траву буквицу Болотов считал панацеей вообще от всех болезней (кстати, прожил он 94 года!).

В усадьбе Монрепо кроме отваров трав и пилюль пользовались таким средством как капли Гофмана. «…бабушка чувствовала себя довольно хорошо, она даже совершила прогулку в своём саду, но недолго, так как она не может долго ходить. Несколько дней тому назад она попросила отвезти её в кресле в Паульштайн и там гуляла, но немного переборщила, так что я испугалась, как бы ей не стало плохо, такая она была ослабевшая. Я как можно скорее послала за каплями Гоффмана, которые облегчили её состояние», - писала Иоганна-Маргаретта Паулю 12 августа 1798 года. Врачебная система немецкого доктора Фридриха Гофмана была чрезвычайно популярна в XVIII веке. Он широко применял диету, кровопускание, минеральные воды. «Капли Гофмана» - комбинация из этилового спирта и медицинского эфира - были синтезированы в 1606 году. И пользовались мировой известностью. В «Лекарственнике» Шпренгеля (1820 г.) про капли Гофмана сказано, что «спасительные действия сего средства похваляются в нервных лихорадках». В справочнике Машковского (1960 г.) они рекомендуются как возбуждающее средство при упадке сердечной деятельности.

Капли Гофмана. Флакончик из аптеки торгового дома Поляк и Шефтель

В семье Николаи, видимо, доверяли медицинской системе доктора Гофмана. Помимо чудо-капель, для укрепления здоровья пили минеральную воду. «Папа и я пьем воды Пирмонта, чтобы запастись здоровьем на зиму, сейчас же мы чувствуем себя хорошо», – писала Иоганна-Маргаретта сыну 17 июня 1791 года.

Источники Аqua Pyrmontana или Пирмонтской воды находятся в немецком курортном городке Бад-Пирмонт, расположенном в Нижней Саксонии. Он известен грязями и минеральной водой с XVI века. Со всей Европы туда съезжалась аристократия для лечения. В июне 1716 года в Пирмонте лечился от мочекаменной болезни наш царь Петр I, повелевший после этого искать в России минеральные воды, подобные пирмонтским. Чем хороша пирмонтская вода? В сочинении Христиана Готлиба Селле «Практическая медицина или Книга о познании и лечении болезней человеческих» о минеральной воде из Пирмонта написано: «Пирмонтская вода различается…большим количеством содержимого в ней железа; почему она сильнее прочих укрепляет, но при употреблении оной большая осторожность требуется; ибо она тяжела и трудно проходит сквозь пасочные сосуды».

 (Окончание в следующих номерах газеты)

Материал подготовила Наталья Лисица, библиотекарь музея-заповедника «Парк Монрепо»

Читайте также