Ответили по всей строгости закона

Ответили по всей строгости закона
62

В последнее время представителям армейской Фемиды периодически приходится рассматривать уголовные дела в отношении дезертиров, покидающих поля сражений СВО. Конечно, таких нехороших людей находится немного, основная масса находящихся в зоне боевых действий с честью исполняет свой воинский и патриотический долг. Однако, всякое бывает.

Погулял и хватит

28-летний уроженец Каменногорска был призван на военную службу в рамках частичной мобилизации осенью позапрошлого года. С ноября по декабрь участвовал в СВО, в январе 2023 года прибыл на реабилитацию в военный госпиталь Евпатории. Там вёл себя не лучшим образом и был досрочно выписан из лечебного учреждения. Ефрейтору следовало прибыть в расположение своей в/ч в Кострому. Мобилизованный не стал дожидаться оформления воинского проездного документа и уверил, что прибудет к месту службы самостоятельно в течение двух дней, никак не позже 26 января. Но, приехав из Симферополя в Москву, военнослужащий изменил свои намерения. Он отбыл не в Кострому, а в Санкт-Петербург, а оттуда – в родной Каменногорск, где отдыхал от боевых будней до 13 июня. По телефону воина разыскал командир части, и ефрейтор срочно вернулся в часть уже на следующий день. На КПП произошло какое­то недоразумение, на территорию в/ч бойца не пропустили. Вероятно, через некоторое время ситуация бы разъяснилась, но ефрейтор уже находился на пути в Москву. Там нанял такси и отправился домой.

На подъезде к Выборгу, в районе Красного Холма, машину остановил пограничный наряд. Ефрейтора задержали и передали в военную комендатуру. На том разъездная эпопея каменногорца и закончилась. Суд принял во внимание отрицательные характеристики командования части, где служил мобилизованный, при этом учёл признание им своей вины, отсутствие дисциплинарных взысканий, участие в СВО и другие обстоятельства. В итоге, исходя из норм пятой части статьи 337 УК РФ (Самовольное оставление части или места службы) и согласно приговору, ближайшие пять с половиной лет житель Выборгского района проведёт в исправительной колонии общего режима.

 

Суд дал оценку отцовским чувствам

Ещё одному осуждённому, 35-летнему рядовому родом из Приморска, как будто можно и посочувствовать. В другое время, не исключено, на его прегрешение посмотрели бы более лояльно, но наше жёсткое время диктует свои суровые законы.

Рядовой запаса был призван по мобилизации в сентябре 2022 года. В октябре у него возникли проблемы, идущие ещё из гражданской жизни. Дочка от второго брака жила с его родителями в Приморске, а возлюбленная воина – в Кронштадте. Военнослужащий хотел, чтобы дочь находилась с его любимой женщиной, для чего требовалась доверенность для ухода за ребёнком. Вопрос рассматривался в Выборгском городском суде, для разрешения ситуации рядовой получил отпуск из части на период с 22 декабря 2023 года по 17 января 2024 года. Судебное заседание, назначенное на 16 января, отложили, и расстроенный отец вместо части уехал в Кронштадт. Там он залечивал душевные раны до 20 февраля. По наивности воин решил попробовать договориться в Выборгском военкомате о дополнительном отпуске, но вместо этого его задержали и доставили в военную комендатуру в Каменке, а там прикомандировали к в/ч.

В конце февраля рядовой в сопровождении младшего сержанта отправился на военно-врачебную комиссию. В этот же день мобилизованному сообщили о предоставлении его дочке места в детском саду. Обрадованный папаша так взволновался, что скрылся от сослуживца, рванул на такси в Приморск за дочкой, оттуда – в Кронштадт. Решив все формальности, рядовой 13 марта вернулся в свою родную часть.

Можно было бы порадоваться за солдата, если бы не последствия. Суд не счёл причины неявки на службу уважительными. Решение перевезти дочь в Кронштадт не объясняется тяжёлыми или чрезвычайными обстоятельствами. Военнослужащий прекрасно знал, что за его дочкой прекрасно ухаживают бабушка с дедушкой. И, если уж возникла необходимость организации её переезда, то следовало обратиться к командованию с соответствующим рапортом, как и предусмотрено уставами Вооружённых Сил России. Действия рядового суд квалифицировал по той же пятой части 337 статьи Уголовного кодекса России.

При вынесении приговора суд учёл, что за период военной службы мобилизованный к дисциплинарной ответственности не привлекался, принимал участие в СВО, награждён государственной наградой, характеризуется удовлетворительно, второе уклонение от службы прекратил самостоятельно, раскаялся, имеет малолетних детей. Тем не менее, подсудимый отбудет шесть лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

 

Водки было мало?

С не лучшей стороны отличился ещё один участник СВО, также призванный по мобилизации. 5 апреля 31-летний ефрейтор находился в увольнении в своём родном селе в Кировском районе Ленинградской области. В часть ему было предписано вернуться через два дня, так что воин позволил себе расслабиться, употребив алкогольные напитки. Если бы ефрейтор ограничился только спиртным, не пришлось бы ему в дальнейшем раскаиваться. Но военнослужащий решил усугубить кайф более радикальными методами.

Ефрейтор заказал по телефону наркотики, на такси доехал до Санкт-Петербурга, где в указанном месте забрал «дурь». Вернувшись домой, приступил к процессу. 7 апреля как дисциплинированный воин прибыл в часть. Оставшееся зелье спрятал в носок. На КПП военный вёл себя как-то странно. Возникло предположение, что он не просто находится подшофе, что тоже нехорошо, а употребил что-то ещё, кроме хмельного. При досмотре обнаружили пакетик с зельем. 

Вина военнослужащего не вызывала сомнений.  Да он и сам не скрывал, что совершил серьёзный проступок. Не может быть и речи о том, чтобы военные-наркоманы имели доступ к оружию и боевой технике. С другой стороны, ефрейтор впервые привлечён к уголовной ответственности, всё понял и раскаялся, был ранен на СВО и даже награждён государственной наградой. Положительно отзывались о нём и по месту гражданской работы, где он трудился до мобилизации.

С учётом всех этих нюансов, по статье 228 УК РФ (Незаконные хранение, приобретение, перевозка… наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…) Выборгский гарнизонный военный суд приговорил ефрейтора к 4 годам лишения свободы условно с трёхгодичным испытательным сроком.

 

За ремень пострадал нос

19-летний призывник к весне этого года «отбарабанил» уже 9 месяцев. При прежнем, двухлетнем сроке службы, рядовой только бы приблизился к неофициальному статусу «черпака», теперь же он мог считать себя «дедушкой». И, видимо, решил, что ему всё позволено.

1 марта в спальном кубрике казармы военной части, расквартированной в Каменке, между двумя земляками родом из Дагестана произошёл конфликт. Одним из его участников стал тот самый старослужащий. Он обиделся на рядового младшего призыва за то, что тот не одолжил ему на построение личного состава свой поясной ремень. Выяснение отношений между горячими кавказскими парнями привело к перелому носа у одного из них.

Потерпевший рассказал, что обидчик ударил его по правой ноге левой ногой и провёл подсечку. Затем пару раз врезал кулаком по лицу, разбив его в кровь. В драку вмешались сослуживцы и разняли соперников. Старослужащий дал молодому полотенце, помог привести себя в порядок и попросил никому не рассказывать о случившемся. Инициатор ЧП привёл свою версию. По его словам, напряжённые отношения между ним и сослуживцем сложились ещё до призыва, на «гражданке». Потому он так эмоционально отреагировал, когда рядовой в грубой форме отказался одолжить ему ремень.

Что касается драки, то всё якобы выглядело совсем не так. В спальном помещении парни сразились один на один, да и поединком это нельзя назвать. Подсечку рядовой рядовому действительно провёл, но при этом придержал товарища, чтобы тот, не дай бог, не потерял равновесия и не ударился головой. После чего оппонент попытался совершить проход ему в ноги, начался спарринг, «дедушка» отталкивал молодого воина, не исключено, что при этом случайно задел его по носу. Уже потом следователь надавил и заставил подписать протоколы с соответствующими показаниями. На вопросы гособвинителя и суда по сути предъявленного обвинения подсудимый отказался отвечать, сославшись на своё конституционное право.

Доводы солдата не нашли понимания у суда. В спальном помещении находились другие военнослужащие, ставшие свидетелями потасовки. Да и у следователя не имелось ни малейшего повода оговаривать подследственного. Ну, а отношения земляков в доармейской жизни вообще не имеют никакого отношения к происшедшему. Факт, что своим поступком рядовой нарушил нормы Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Дисциплинарного устава ВС РФ. Эти документы обязывают военнослужащих дорожить воинской честью и войсковым товариществом, уважать честь и достоинство сослуживцев, не допускать в отношении них грубости и издевательства.

К моменту вынесения приговора подсудимый уже отслужил положенный срок. Но за армейские грехи пришлось ответить и выплатить 40 000 рублей штрафа согласно части 1 статьи 335 УК РФ (Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости)

Сергей КАРСАКОВ
(По материалам Выборгского гарнизонного военного суда)

 

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также