Чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников, кладите трубку

Чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников, кладите трубку
480

Сегодня в очередном выпуске «Директор МФЦ – на связи» вновь шла речь о действиях мошенников и способах защитить себя и своих пожилых родственников от действий злоумышленников.

Только с начала года поступило более 50 обращений от ленинградцев, которым позвонили от имени сотрудников МФЦ, почты Росси и других ведомств, в результате люди лишились средств.

В студии у директора МФЦ Ленинградской области Сергея Есипова уже второй раз начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Василий Шилин. Тема прямого эфира — «На страже финансовой безопасности».

— Никогда сотрудники МФЦ не просят называть никаких кодов и цифр из СМС, — задал тон встрече Сергей Есипов. – Если так происходит, сразу кладите трубку. Будьте бдительны!

Опыт сотрудников ведомства изобилует примерами, когда жители Ленинградской области получали звонки, называли своим настойчивым незнакомым собеседникам коды из СМС и становились, сами того не ведая, клиентами микрокредитных организаций и т.п.

Сергей Есипов заверил, предупреждая возможные вопросы, что утечка персональных данных из МФЦ Ленинградской области полностью исключена. Включая компьютеры общего пользования, с помощью которых посетители сканируют документы, вводят необходимые данные – по окончании сессии все данные самоуничтожаются.

Вот несколько цифр от Василия Шилина: по итогам прошлого года было зарегистрировано 4 600 фактов мошенничества через онлайн банкинг, ущерб составил более 2 млрд рублей, доля от общего количества зарегистрированных в регионе преступлений – около 20 %, более трети из них совершены в отношении социально уязвимых категорий населения – пожилых и доверчивых людей, инвалидов. Мошеннические кол центры действуют за рубежом.

— Повесьте трубку, как только якобы следователь начинает говорить вам о том, что ваши средства в опасности. Не бывает так, чтобы в рамках одного телефонного звонка к разговору подключались сотрудники банка и других ведомств, — предупреждает Василий Шилин.

Один из недавних случаев произошёл в Тосненском районе с очень пожилой женщиной, со счетов которой злоумышленники «почистили» её сбережения. Дама обратилась в банк, полицию, было возбуждено уголовное дело. Спустя месяц ей снова позвонили, теперь уже от имени специалистов, якобы оказывающих поддержку тем, кто пострадал от действий злоумышленников. И вновь женщина попалась…

Василий Шилин призывает не только не вступать в разговоры с незнакомыми абонентами, говорящими, что ваш родственник попал в беду и т.п., но и перезванивать родственнику не ответным звонком, а выбрав его номер в телефонной книге. Не следует и переходить по каким-либо ссылкам, реагировать на просьбы знакомых проголосовать за кого-то на неизвестном сайте или имитирующем известные сайты.

Сравнительно известными уже стали схемы звонков от якобы представителя сотового оператора об окончании срока действия сим-карты – люди перестали на них реагировать, усвоив, что договор с сотовым оператором является бессрочным. Но увеличилось число случаев предоставления своей банковской карты в пользование злоумышленникам, через эти счета переводятся средства за рубеж, на преступные цели. Василий Шилин заверил, что расследование таких дел облегчает цифровая прозрачность банковских операций, никакие «отмазки», что якобы потерял карту, в таких случаях не действуют.

Нарабатывается практика признания недействительными кредитных договоров, заключённых гражданином с банком под влиянием мошенников, продолжает Василий Шилин, есть пример возмещения сотовым оператором ущерба пенсионеру в результате действий мошенников – оператор пропустил звонок с подменного номера.

— С прошлого года действует положение закона о национальной платёжной системе, который обязывает банки компенсировать ущерб от мошенников при совпадении двух условий: пострадавший обратился в банк не позднее следующего дня после того, как совершил перевод под влиянием обмана, и пострадавший сам не нарушил банковские правила при совершении этого перевода.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится закон о так называемом периоде охлаждения, напомнил также сотрудник прокуратуры. Это время, в которое заёмщик должен осознать, действительно ли ему нужен кредит. На суммы 50-200 тысяч рублей период охлаждения составит 4 часа, от 200 тысяч – 48 часов.

Ещё одна подобная мера — с 1 марта человек сам может установить ограничение на получение потребительского и иного кредита. Это можно будет сделать и через МФЦ.

Сергей Есипов поблагодарил региональную прокуратуру за сотрудничество и заверил, что специалисты МФЦ делают всё возможное для финансовой безопасности своих клиентов. Совместно с надзорным ведомством создана специальная памятка, предупреждающая ленинградцев о мошеннических схемах и призывающая к бдительности.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также