Бдительность – лучшая защита от телефонных аферистов

Бдительность – лучшая защита от телефонных аферистов
124
Ветераны слушали и задавали вопросы

Телефонное и интернет-мошенничество в последнее время приобрело широчайший размах. Наверное, большинству читателей приходилось отвечать на звонки аферистов, маскирующихся под работников силовых служб и банков, управляющих и коммунальных компаний, представителей медицинских учреждений и коммунальных организаций.

Увы, нередко после таких бесед с банковских счетов граждан бесследно пропадают денежные сбережения. Или преступники получают доступ к персональным данным граждан, что даёт им возможность оформить кредит или микрозаём. Доказать позже, что это обман можно, но дело это очень энергозатратное.

Аферисты не делают разделения на возраст, пол, образовательный уровень собеседника: жертвой может стать любой. Но прежде всего в поле внимания злоумышленников находятся пожилые и престарелые граждане. Им нужно быть особенно внимательными и даже недоверчивыми. Об этом шёл разговор на встрече в районном Совете ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил России и государственной службы.

«Будьте бдительны!» – так можно кратко охарактеризовать посыл выступлений специалистов банковской сферы, социальных и юридических структур. К сожалению, в силу ещё советских устоев (ведь в СССР не было принято относиться с недоверием к телефонным звонкам, тем более из таких «солидных» организаций) или возрастных нюансов пожилые люди продолжают попадать в ловушки мошенников нового типа. Мерзавцы работают удалённо, так что сообщить правоохранительным органам их приметы, связи, составить фоторобот невозможно. Нечистые на руку прохиндеи всегда умели использовать технический прогресс в свою пользу. Современные цифровые технологии для них настоящее раздолье.

Проблема действительно глобальная. Это признано на самом высшем государственном уровне. Президент РФ Владимир Путин на недавнем совещании с членами федерального правительства призвал покончить с телефонным и интернет-мошенничеством. «Ущерб для граждан – а значит, и для государства – со стороны телефонных и интернет-мошенников приобрел просто недопустимые размеры, очень большие. Поэтому действовать нужно быстро», – подчеркнул лидер государства.

Очевидно, однако, что в одночасье вопрос решить не удастся. Поэтому пожилые люди должны знать, как действовать, если позвонили мошенники. Самый лучший вариант – не отвечать на незнакомые номера. А если уже вступили в диалог, нужно знать, что ни полицейские, ни коммунальщики, ни медики не будут просить переходить по каким-либо ссылкам, продиктовать высланный код, сообщить по телефону паспортные данные.

Ловкачи понимают, что даже самая красивая легенда, придуманная ими, со временем перестанет быть актуальной, и постоянно разрабатывают новые сценарии обманов.

– Мне позвонили, высветился номер, который в моей базе данных значится как «регистратура поликлиники». Я действительно обращалась туда, значит, мошенники это знают и играют на доверии, – рассказала одна из присутствующих ветеранов.

– Мне позвонили якобы из поликлиники, напомнили, что некоторое время назад я проходила диспансеризацию вместе с дочкой, назвали её фамилию и посетовали, что нет данных моего СНИЛС. Хорошо, что дочка была дома и прервала разговор, хотя я уже начала диктовать номер, – привела пример другая участница встречи.

«Откуда они (злоумышленники) узнают наши данные?» – прозвучал на беседе вопрос. Ответ прост: данные можно скачать, похитить, купить. Конечно, степень защиты постоянно возрастает, но и хакерский уровень неуклонно прогрессирует. И не секрет, что есть недобросовестные сотрудники, за определённую мзду готовые поделиться нужной информацией.

Ещё одна распространённая ошибка – желание поводить мошенника за нос. То есть, пожилой человек понимает, что его пытаются обмануть и решает поиграть на нервах звонящего. Но нужно понимать, что времена, когда граждан пытались развести осуждённые, звонившие чуть ли не из камеры, прошли. Сейчас аферисты имеют неплохую психологическую подготовку, минимальные актёрские способности, и схема обмана представляет собой заранее изученный и срежиссированный сюжет, в котором нередко участвует не один человек. 

Так что есть риск невольно втянуться в разговор и в итоге всё же попасться на удочку. Один из ветеранов поделился своим рецептом.

– Я понимаю, что мошенники хитры. Не отвечаю на незнакомые номера, часто звонят с номера с кодом 495, якобы из Москвы. Но однажды мне это надоело, я от души обматерил позвонившего мне афериста. В этом ли дело, но более года мне уже не звонят, – рассказал мужчина.

Вряд ли идиоматические выражения смутили мошенников. Скорее всего, они поняли, что провести собеседника им не удастся и переключились на другие потенциальные жертвы. Под какой личиной они предстанут, можно только предполагать. Поэтому лучше не отвечать на незнакомые номера, прерывать общение, если что-то показалось подозрительным, ни в коем случае не делиться какими-либо личными данными. Возможно, такие меры предосторожности покажутся излишними, но лучше перестраховаться, чем потом сожалеть о допущенной ошибке.

Итог встречи подвёл первый заместитель председателя совета ветеранов Владислав БАБЕНКО. Он поблагодарил специалистов за советы и еще раз напомнил участникам разговора о необходимости быть бдительным и осторожным.

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также