Юрий Лабецкий: Я только вошел в творческую зрелость!

Юрий Лабецкий: Я только вошел в творческую зрелость!
848

Нынешний год славен юбилеями. В августе 730 лет будет Выборгу, 75 – художественному руководителю театра «Святая крепость», заслуженному деятелю искусств России Юрию Лабецкому.

41 год назад выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии создал в нашем городе Театр кукол, сегодня – Театр драмы и кукол «Святая крепость».

Театр любим выборжцами и известен далеко за пределами города. Постановки Юрия Лабецкого неоднократно отмечались призами на различных театральных фестивалях, а сам Юрий Евгеньевич был удостоен звания Почетного гражданина Выборгского района. Мы встретились с юбиляром, чтобы узнать о его планах на будущее и отношениях с Выборгом.

Юрий Евгеньевич, после института вы успели поработать в разных городах. Направляясь в Выборг, что вы знали о его театральных традициях?

– Мы приехали в Выборг из Кургана нашей дружной командой - Татьяна Тушина, Тамара Белова, Николай Устинов-Лещинский, Евгений Никитин. Инициатором была Тамара Белова, она родом из Выборга, и мы примерно представляли, в какой театральной среде окажемся. 

Театральные традиции Выборга начали формироваться в 17 веке, задолго до появления нашего театра здесь. Началось всё в нашем замечательном замке. Именно тогда здесь ставили первые представления, смешные, наивные, но тем не менее это был театр. В конце 18 века вице-губернатор Выборга барон Энгельгардт открыл настоящий театр. Здание было деревянным и впоследствии сгорело, но основы были заложены. В 19 веке в Выборге работали два театра – провинциальный и рабочий, потом их объединили. Что интересно: хотя Финляндия входила в состав Российской империи, на русском языке здесь почти не играли, чаще всего на немецком и шведском. И было много гастролеров, что продолжается до сих пор.

Что касается советского периода, то здесь оставили свой след многие выдающиеся театральные деятели. Василий Меркурьев, которого мы все помним по фильму «Верные друзья», в 1948 году открыл в Выборге театр. Через год он закрылся, но за этот год было сыграно семь премьер. После развала театра Меркурьева был период народных театров. Замечательные люди руководили в те годы театрами в городском Доме культуры и в Доме офицеров. Многие выборгские театралы и сегодня помнят Ивана Никифоровича Устинова, Бориса Петровича Фурнэ, Алексея Бочкова. Кроме того, Василий Меркурьев, Ирина Всеволодовна Мейерхольд, Иван Эдмундович Кох, великий фехтовальщик, фактически основатель сценического движения и автор главного учебника по сценическому фехтованию, посещали Выборг наездами, как сейчас сказали бы, с мастер-классами. Существовала плеяда людей, заинтересованных в театральной жизни в Выборге, поэтому и уровень народного театрального искусства был очень высок.

Как видите, выборгский театр имеет очень глубокие корни. Наш театр открылся в 1982 году и устоялся как творческая единица благодаря тому, что была подготовлена почва, горожане были готовы воспринимать театральное искусство. И когда я читаю или слышу восторженные отзывы зрителей, мне очень приятно, что за 40 лет театр нашел свое место в душе выборгского зрителя.

Как поначалу приняли ваш коллектив в Выборге?

– Конечно, когда мы приехали, выборгское театральное сообщество немного напряглось. Приехал какой-то молодой наглец с командой, но, с другой стороны, кукольник, что с него возьмёшь. Да, бытует такое отношение к детскому театру… Это потом уже, спасибо дефолту, который поставил нас в вынужденное положение, когда пришлось играть пьесу буквально «на стульях», без всего. «Восемь любящих женщин» – это был наш первый драматический спектакль, с ним мы перешли в статус не только кукольного, но и драматического театра.

Поначалу все было непросто: нам дали пару комнат в замке для хранения реквизита, со временем мы переехали сюда и понемногу отвоевывали новые помещения. До сих пор живем в надежде на строительство нового театра в квартале Сета Солберга. Это было бы логично для города с такой большой театральной историей – иметь современную театральную площадку, оборудованную по параметрам, подходящим для театральной деятельности. Театр – это организм со сложной структурой. Сейчас у нас даже в маленьком помещении работают 100 человек. А больше взять не можем: места нет. Конечно, это был бы лучший подарок к моему 75-летию, но увы. Боюсь, нашему поколению не удастся поработать в новом театре.

Вы почетный гражданин Выборга, что хотите подарить городу на 730-летие?

– Собирались к моему юбилею поставить малоизвестную пьесу Островского «Красавец-мужчина». Кстати, у Островского в этом году тоже юбилей – 200-летие со дня рождения. Но сейчас по финансовым причинам не получится. Так что, Островский будет позже, а в сентябре с моим приятелем, заслуженным деятелем искусств, художественным руководителем государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» Игорем ТОНИНЫМ сделаем моноспектакль. Мы показывали его в Лодейном поле, произвели эффект, надеюсь и в этот раз неожиданностей не будет.

– Каковы ваши личные отношения с городом?

–  Они начались очень давно. Первый раз я попал в Выборг ещё школьником, по путевке. Выборг меня поразил. Город утопал в цветах, снабжение было даже лучше, чем в Ленинграде. Никогда не думал, что через много лет я здесь окажусь. Мой папа гидрограф, капитан первого ранга, уже будучи на пенсии, восстанавливал Сайменский канал. Так что вся наша семья внесла вклад в историю Выборга.

– Выборг стал для вас родным?

– У меня несколько родных городов. Это, конечно, Ленинград, где прошло мое становление. Это Львов – там мы работали некоторое время, и он стал мне дорог. Это Сочи, потому что больше 25 лет мы ездим туда на гастроли. И, конечно, Выборг. Но поскольку я вижу здесь только квартиру и театр, то на работу стараюсь проехать через центр, чтобы лишний раз ощутить эту атмосферу. Выборг, конечно, прекрасен, и хотелось бы видеть его чистым, ухоженным, уютным. Жаль, что процесс по приведению города в порядок идёт так медленно.

– У вас есть любимые места в городе?

– Это в Петербурге можно говорить: люблю Дворцовую, Петроградскую или Васильевский, а Выборг весь компактен, самодостаточен и хорош. Но если говорить о том, где люблю бывать, то это берег моря. Я безумно люблю воду и крик чаек. Шум волн и крики чаек я вставляю практически в каждый спектакль. 

– Ваш театр уже давно не только кукольный. Вы до сих пор питаете к куклам особое пристрастие?

– Всё в жизни цепь случайностей, которая приводит к определенному результату. Моя школьная подруга однажды познакомила меня со своей теткой Идой Исаевной Нахбо.  Она была актрисой Большого театра кукол, училась у потрясающего педагога Бориса Вульфовича Зона, у которого потом училась Фрейндлих Алиса Бруновна. Она-то однажды и посоветовала мне попробоваться в БТК. Меня взяли без образования, я проработал там полтора года и полюбил это дело. Потом пошел в армию, о чем совершенно не жалею. Впоследствии цепь совпадений привела меня в Выборг, где я осел и, как настоящий домосед, никуда отсюда не собираюсь. А кукол я по-прежнему люблю и использую, когда душа этого требует. Я вообще люблю делать то, что я люблю.

– Как вы считаете, что театр значит для людей, которые живут в маленьком городе?

– Раз ходят в театр, значит, что-то значит. Мы не страдаем от того, что зал пустует. В нашем журнале отзывы, в основном, восторженные. Недавно я общался с девочками-подростками после спектакля «Матильда и школьный мелок». К сожалению, сегодня мы редко ставим кукольные спектакли, мастеров почти не осталось. Мы сделали спектакль про подростковые отношения в школе. Девочки были в восторге, потому что, сказали они, спектакль похож на их школьную жизнь. Думаю, за ними на этот спектакль придут другие ребята. Этот зритель для нас – особый, потому что у них сейчас формируется театральный вкус, и благодаря им в театр придут новые зрители.

– Туристы посещают ваши спектакли?

– Да, и не только группами, на некоторые спектакли приезжают специально из других городов. В свое время финские зрители с удовольствием приезжали на спектакль «Болеро». Он яркий, музыкальный, без текста, только музыка, жесты, пластика. Финны это любят, у них подобные спектакли традиционно играют с 19 века.

– Какие свои спектакли вы считаете самыми значительными?

– В разные годы это были «Три сестры», «Болеро», который получил «Золотой софит», стал лауреатом нескольких международных фестивалей и был номинирован на «Золотую маску», «Ромео и Джульетта», «Мой бедный Марат». Это наш золотой фонд. 

– Как собираетесь отмечать свой юбилей?

– В августе соберемся на даче с семьей. Глобально я намеревался пригласить друзей в октябре. Жду руководство области и города, чтобы рассказать о бедах, о радостях, о нуждах.

– Как вы себя чувствуете на своем жизненном пути?

– Считаю, что я только вошел в творческую зрелость. Мне не всегда нравится то, что я делаю, но больше нравится, чем не нравится.

– Ваш совет начинающим?

– Ты должен заниматься своим делом только тогда, когда ты не можешь им не заниматься. Вот если без сцены ты умрешь, тогда иди в театр и играй. Если без этого можно обойтись, тогда ищи что-то другое.

– В вашем кабинете есть значимые вещи?

– Две иконы, которые мне подарил наш заслуженный артист Евгений Иванович Никитин – Казанская богоматерь и Георгий Победоносец. А дома я храню икону, которую нашёл, когда мы были на гастролях. Гуляли по полям перед спектаклем и зашли на МТС – машинно-тракторную станцию. Смотрю, пол какой-то странный, весь пластинами выложен. Переворачиваю одну, а это иконы… Весь иконостас целиком сняли и на пол положили. Одна сохранилась, потому что ликом вниз лежала. Её я храню много лет.

Ольга РОГОЗИНА

 

Читайте также