ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. АРЕНБЕРГ
Сегодня мы начинаем цикл статей, посвященных Выборгскому замку. Сотрудники Государственного историко-архитектурного музея-заповедника “Выборгский замок” будут еженедельно рассказывать о событиях, памятниках и людях, чьи биографии связаны с историей главной достопримечательности нашего города.
В наши дни уже трудно представить себе Выборгский замок закрытым для посетителей. Кажется совершено естественным, что в самом старом архитектурном памятнике Выборга размещен музей, рассказывающий об истории нашего города. Однако музейная история замка значительно короче, чем история выборгской цитадели. Наш сегодняшний рассказ посвящен человеку, который первым предложил разместить в замке музей - Юхану Якобу Аренбергу.
Якоб (или, как он сам предпочитал называть себя по-французски, Жак) Аренберг родился в 1847 г. в Выборге в семье ректора шведского лицея К.В. Аренберга. В выборгском доме Аренбергов в 1858 г. скончался возвращавшийся из многолетнего изгнания А.И. Арвидссон, вдохновитель финского национального движения. Идеи Арвидссона, выраженные в его диссертации, посвященной средневековой культуре и зарождению духа романтизма, вероятно, были близки Аренбергам. В своих воспоминаниях Якоб Аренберг напишет: “Выборгский замок был твердыней моих детских воспоминаний. Я был бы совсем другим человеком… без воспоминаний шведского средневековья… Откуда бы я ни возвращался к себе домой - из путешествий на дальний север или юг, из поездок по окрестностям Выборга - на расстоянии многих миль виднелась башня св. Олафа, или реющая в мглистом тумане, или вся красная под лучами летнего солнца. Там, где виднелся ее мощный силуэт, - там был мой дом, там стояли отеческие пенаты, там был акрополь моего внутреннего человека”.
Аренберг впрямую указывает в воспоминаниях на то, что архитектура средневекового Выборга, и, прежде всего, замок, определили выбор его жизненного пути. Закончив школу, Аренберг поступил в Академию свободных искусств в Стокгольме и получил архитектурное образование. За годами учебы последовали месяцы стажировок и поездок по миру: Париж, Венеция, Флоренция, затем Малая Азия и Северная Африка. В Финляндию Аренберг вернулся в качестве преподавателя рисования и истории искусства в Политехническом училище Хельсинки. Помимо преподавания Аренберг трудится как частный архитектор, проектирует общественные здания, церкви, бассейны, школы, является членом выставочного комитета Финляндии на Всемирной выставке в 1878 г., помощником выставочного комиссара Финляндии на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 г. Продуктивность Аренберга-архитектора поразительна. Построенные им здания сохранились во многих городах Финляндии и Швеции. В конце XIX - начале ХХ в. он, к тому времени один из ведущих архитекторов Финляндии, строит летний рыбацкий дом для императора Александра III в Лангинкоски и оформляет залы императорской резиденции в Хельсинки.
Не меньшую известность Аренбергу принесло его литературное творчество. Он - автор двадцати четырех книг, среди которых романы, сборники рассказов, путевые очерки, исследования в области этнографии и истории искусства. Сочинения Аренберга (все они написаны на шведском языке) пользовались в свое время огромной популярностью.
В 1885 г. Якоб Аренберг получил назначение на должность губернского архитектора Выборгской губернии. Ему и прежде доводилось строить частные дома в родном городе, но теперь у него была возможность проектировать общественные здания. По чертежам Аренберга возведены здание губернского правления и резиденция губернатора (ныне это здания Администрации МО “Выборгский район”), три школьных здания, среди которых - классический лицей (ныне здание выборгской гимназии), губернская больница (ныне детская поликлиника). Последней его работой в Выборге стал проект главпочтамта, построенного в 1914 г., в год смерти архитектора.
Но вернемся к замку. После сильнейшего пожара 1856 г. главная башня и жилой корпус представляли собой руины. Внутренние стены и перекрытия разрушались, не было даже кровли, которая могла защищать здания от дождя и снега. Русский военный корпус, которому принадлежал замок, не предпринимал усилий по его защите. Гражданские же власти готовы были провести ремонтные работы, но при условии передачи замка губернскому правлению. В 1877 г. выборгский губернатор, генерал-лейтенант Х.Г. Окерблом, пытался добиться передачи замка финляндскому правительству для размещения в нем губернаторской резиденции и присутственных мест, но получил отказ. Тревога о судьбе памятника средневековой истории Выборга вылилась в широкое обсуждение на страницах финской прессы. В 1876 г. начался сбор денег на реставрацию.
Приехав в 1883 г. в Выборг после долгого отсутствия, Аренберг был потрясен состоянием замка. “Я снял план замка, сделал чертежи, писал и читал о нем, поднял на ноги строительное ведомство и Сенат, говорил с комендантом Духониным, генерал-губернатором Гейденом, военным министром Ванновским, великим князем Владимиром Александровичем, воспитателем наследника генералом Даниловичем, даже с самим императором - все было напрасно. Я … плакал от горя, гнева и бешенства”, - напишет он позднее. Единственным способом добиться реставрации было убедить самого Александра III в ее необходимости. Для этого Аренберг выполнил чертежи и сметы, которые император мог лично осмотреть в Хельсинки. Именно поэтому подготовленный Аренбергом проект оформлен с исключительным изяществом и красочностью - он предназначался для высочайшего лица.
Как считает историк искусства А. Рипатти, в проекте реставрации была и своя политическая составляющая. Замок в его обновленном виде должен был демонстрировать значение шведского наследия в истории и культуре Финляндии. Хорошо знавший работы Э. Виолле-ле-Дюка и разделявший принципы стилистической реставрации, Аренберг хотел превратить выборгскую цитадель в идеальный замок XVI века - эпохи королей династии Васа. То, что для воплощения этого проекта потребовалось бы менять и уничтожать некоторые подлинные стены, его не беспокоило. Сейчас этот проект кажется красивым и нелепым одновременно. Архитектор продумал и назначение замка после реставрации: здесь должны были разместиться музей, библиотека и архив Выборга. На чертежах Аренберга видны многочисленные картины, скульптуры, камины, стены, обитые цветными тканями, старинная мебель и высокие книжные шкафы. Для воссоздания росписей стен Аренберг копировал орнаменты, еще сохранявшиеся на стенах замковой капеллы и иных помещений. Эти акварели до сих пор хранятся в художественном музее г. Лахти.
Увы, все его старания были напрасны. В 1888 г. император принял решение: “Поддерживать должный порядок в замке, прославившем русское оружие, надлежит только военным, так как он является объектом военным и находится под попечительством военного ведомства”. Итогом всей долгой и тяжелой борьбы Аренберга за замок стало разрешение изготовить временную деревянную кровлю башни св. Олафа. Так же лишь на бумаге остались выполненные Аренбергом проекты реставрации замков в Турку и Каяни. И, тем не менее, созданный Аренбергом проект реставрации Выборгского замка, со всей его чрезмерностью и романтической пышностью, по-прежнему поражает воображение.
Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника
___________________________________________________________________________________________________________
МАТЕРИАЛЫ ЦИКЛА "ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я"
ЕЩЁ РАЗ О НАЗВАНИИ «ВЫБОРГ»: ВЗГЛЯД ИЗ ФИНЛЯНДИИ
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАЛЬЮНДИ
ОСТРОВ. ЧАСТЬ 1
ПОЭЗИЯ ВЫБОРГСКОГО ЗАМКА. ЧАСТЬ 1
ПОЭЗИЯ ВЫБОРГСКОГО ЗАМКА. ЧАСТЬ 2
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ В ВЫБОРГСКОМ ЗАМКЕ
ТЮРЬМА В ВЫБОРГСКОМ ЗАМКЕ. ЧАСТЬ 2
________________________________________________________________________________________________________________________
Читайте также
-
В Симагино женщину укусила гадюка
-
В Правительстве Ленобласти награждали лесную гвардию региона
-
Областное управление ветеринарии рассказало, как цифровизация помогает в работе
-
В России выпустили первый учебник по беспилотникам
-
Под Выборгом поисковики предали земле ещё 16 красноармейцев
-
Фестиваль набирает ход