Гранитный дворец Выборга и три семьи, с ним связанные

Дом Хакмана, 2021 год
6241
Автор фото: Денис Гильманов/газета "Выборг"

Выборг всегда был туристическим городом. В условиях же бурного развития внутреннего туризма его посещаемость выросла буквально в разы. Гуляя по улицам Старого города, туристы наслаждаются творениями признанных зодчих, изредка бросая взгляды на информационные указатели. Один из них находится на пересечении Прогонной и улицы Водной заставы, скромно указывая на дом Хакмана.

Для начала немного истории. Заказчиком проекта одного из красивейших выборгских зданий, получившего название «Гранитный дворец», был известный предприниматель, общественный деятель и меценат, относящийся к числу самых влиятельных и богатых людей Выборга, – Вильгельм Хакман (1842-1925), а компания «Хакман и Ко» являлась крупнейшим торговым домом в Финляндии.

Кроме великолепных архитектурных форм, у этого дома есть и своя история, связавшая вместе судьбы трёх старейших выборгских семей: Хакманов, Сутгофов и Янишей.

На фасаде дома высечены две даты: 1790 и 1816, но ни та, ни другая не относится к году его постройки.

Первая свидетельствует о времени возникновения компании, основателем которой был дед Вильгельма Хакмана – Йохан Фридрих Хакман (1755-1807), родившийся в Бремене. После окончания школы Йохан Фридрих работал в банковской компании в Гамбурге, где познакомился с одним из выборгских купцов, который и позвал его с собой.

В Выборге Хакман-старший основал игорный клуб и стал одним из лучших его игроков. В 1790-м году в свои 35 лет заболел подагрой. Помимо климата, причиной болезни могла стать и любовь к алкогольным напиткам. В течение первых пяти месяцев работы клуба Хакман сыграл 151 партию в бильярд, принял участие в 65 карточных играх и выпил 116 бутылок портера.

Женился Хакман-старший довольно поздно, его избранницей стала Мари Элизабет (1776-1865), дочь купца Йохана Фридриха Лаубе (1745-1799), приехавшего в 1870 году в Выборг из Любека.

Свадьба состоялась 5 апреля 1799 года. В конце того же года Выборг подвергся серьезной эпидемии гриппа, унесшей жизни родителей Мари Элизабет. Молодожены неожиданно стали владельцами каменного дома семьи Лаубе, загородного поместья, нескольких лесопилок и фабрик по производству цикория.

Семейное счастье и бизнес процветали. Хакман был избран городским старейшиной купеческого сословия, а в 1802 году назначен прусским консулом. Однако здоровье его продолжало ухудшаться, и он все чаще был прикован к постели.

Вильгельм Хакман

За год до смерти в 1806 году Хакман продал городу доставшийся им с женой по наследству дом Лаубе и купил у Софи Яниш (1744-1821) – вдовы торговца Мартина Сутгофа (1732-1780), другой каменный дом, принадлежавший семье Сутгофов с середины 18 века.

Вторая дата на фасаде здания обозначает год, когда к управлению компанией приступила – Мария Элизабет Хакман, которая была на 21 год моложе своего покойного супруга. С того момента компания стала называться «Хакман и Ко», а дом, купленный у семьи Сутгофов, долгое время ещё упоминался как дом вдовы Мари Хакман. В здании находилась большая частная квартира и офис компании.

В 1909 году на месте правого крыла здания, купленного более ста лет назад Хакманом старшим у Сутгофов, был построен новый двухэтажный дом с гранитными фасадами, спроектированный лучшими архитекторами Выборга – Гульденом и Ульбергом, чьи имена были также увековечены на фасаде здания.

Свой семидесятилетний юбилей Вильгельм Хакман отпраздновал в семейном кругу. Из-за болезни ему пришлось провести в постели девять недель. Профессор Ялмар фон Бонсдорф сделал ему операцию и тем самым спас ему жизнь. Теперь Хакман мог работать уже по нескольку часов в день.

В день его рождения, 5 июля, в городе были подняты флаги всех иностранных консульств и судов в порту.

Ранее, в этом же 1912 году, шведская писательница Сельма Лагерлеф, автор знаменитой повести «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», посетила Выборг во время своей поездки в Москву. Она останавливалась в доме Хакманов и произвела на его хозяина сильное впечатление. Впоследствии между ними возникла тёплая дружеская переписка.

«Я часто размышляла над секретом счастья, – пишет в своём письме Сельма Лагерлеф, – и мне удалось сконструировать для себя такого счастливого человека, но чтобы он появился в жизни, мне было трудно представить. С тех пор, как я увидела тебя, мне стало гораздо легче это сделать».

На что Хакман ответил: «Я часто ошибался, и некоторые цели, к которым я стремился, мне не удавалось достичь. Тем не менее, я хотел бы признать, что меня можно назвать «счастливым человеком», потому что я был вознагражден гораздо большим счастьем, чем на самом деле заслужил».

Денис ГИЛЬМАНОВ

Гранитный дворец "связал" вместе судьбы трёх старейших выборгских семей: Хакманов, Сутгофов и Янишей. Их истории вы можете прочитать в наших публикациях: 

Что связывает род Янишей с Выборгом?

О чем молчит дом Сутгофов в Выборге

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также