101 год назад в Выборге произошла самая крупная авария в истории трамвайного движения

101 год назад в Выборге произошла самая крупная авария в истории трамвайного движения
3310
Директор предприятия Ландсдорф осматривает опрокинутый вагон, взобравшись на крышу задней площадки

15 сентября 1920 года в Выборге произошла на тот момент самая крупная авария в истории трамвайного движения Финляндии.

Трамвай, следовавший на большой скорости со стороны Крепостной улицы, на резком повороте сошёл с рельс и, врезавшись в металлический столб, перевернулся. Первым пострадавшим стал двухлетний ребёнок, коляску с которым раздавил упавший с грохотом на землю вагон. Няня, гулявшая с ребёнком, получила множественные травмы, но осталась жива. Остальные пострадавшие находились внутри моторного вагона.

На месте трагической аварии, унёсшей жизни пяти человек, сейчас установлен памятник Выборгскому трамваю.

Проводившееся в те годы полицейское расследование пришло к выводу, что у трамвая был неисправен тормоз. В то время как директор предприятия «Выборгская электростанция и трамвай» Ландсдорф утверждал, что причиной аварии стало плохое самочувствие вагоновожатого, который не смог вовремя произвести торможение.

- Все вагоны оснащены двумя тормозными системами: ручной и электрической, - давал пояснение в прессе Ландсдорф. - Каждое утро перед выходом состава работники трамвайного цеха проверяют тормозную систему, кроме того, согласно инструкции, работа обоих тормозов тестируется во время движения.

Авария ещё больше настроила жителей города против немецкого трамвайного предприятия.

А начиналось все с того, что в 1910 году компания A.E.G. (Германия) предложила городу построить современную электростанцию. Условием предоставления концессии было строительство трамвайных путей между центром города и пригородами.

11 ноября 1910 года городским советом Выборга и фирмой Allgemeine Elektricitats Gesellschaft (AEG) был подписан договор о строительстве современной электростанции и трамвая.

Первые трамвайные линии были построены летом 1912 года, а первый участок, линия Папула - Эбобро, был введен в эксплуатацию в конце сентября того же года. Две другие линии, открылись для движения месяцем позже. Строительство путей было поручено шведской компании, которая поставила первый трамвайный парк, состоящий из 12 вагонов и 4 прицепов. Шведская фирма выступила и в роли субподрядчика.

По условию концессионного договора через двадцать лет после его подписания, город имел право выкупа всего трамвайного хозяйства вместе с подвижным составом.

В 1930 году городские власти были обеспокоены тем, что вся прибыль трамвайного предприятия уходит в Германию.

Переход трамвайного хозяйства в городскую собственность не был решён мирным путём и начались долгие судебные процессы. Город предлагал компании компенсацию в размере 20 млн. марок, в то время как владельцы трамвайного хозяйства просили сумму в три раза выше.

В апреле 1936 года компания согласилась на сумму в 25 млн. марок и на этом деятельность частного трамвайного предприятия закончилась.

По материалам ЛОГАВ и книги Пера Рикхедена «Выборгский трамвай»

Читайте также