В ВЫБОРГЕ ПОБЫВАЛИ ПОТОМКИ НОБЕЛЕЙ

В ВЫБОРГЕ ПОБЫВАЛИ ПОТОМКИ НОБЕЛЕЙ
1075
В ВЫБОРГЕ ПОБЫВАЛИ ПОТОМКИ НОБЕЛЕЙ

Несколько лет назад только что назначенный глава администрации Советского поселения Андрей НЕКРАСОВ, изучая вверенную ему территорию, взял лодку и отправился осматривать “свои владения” со стороны залива...

Как он вспоминает, на одном из островов его внимание привлекла тонкая кирпичная стена: было понятно, что это не укрепительные сооружения. А что? Поднял документы, оказалось - остатки оранжереи летней усадьбы Нобелей. В этой усадьбе, располагавшейся на территории нынешнего посёлка Ландышевка, выросло три поколения этой известной семьи. 

Напомним, после смерти Людвига Нобеля его вдова Эдла переехала из Петербурга в поместье Ала-Кирьола (ныне Ландышевка). В 1876 году произошёл раздел поместья на две половины, одну из них купила Эдла (позже она выкупила и северную часть имения). В 1908 году она присоединила к своему имению мызу Пикку-Кирьола (Малая Кирьола) и мызу “Агнела”, в которой поселилась дочь Эдлы - Марта с мужем Георгом Олейниковым. Эдла Нобель поселилась в старом господском доме, который к тому времени уже начал разваливаться. Госпожа распорядилась строить новый особняк - оригинальное здание с высокой башней из кирпича. Бельэтаж занимали парадная зала с зеркальными стенами, великолепная столовая и несколько богато декорированных приёмных. Всего в доме насчитывалось 24 помещения. В глазах местных жителей особняк Нобелей выглядел королевским дворцом. А в 1910-1911 годах в имении была возведена новая конюшня, где содержались породистые скакуны. В саду площадью в полгектара было высажено 400 декоративных деревьев, кустарников и цветов, привезённых из-за границы. Местным жителям госпожа Эдла Нобель запомнилась как добросердечная женщина, заботившаяся о нуждах окружающих её соседей. Госпожа Нобель на свои средства построила школу в деревне и содержала учителей. До октябрьского переворота в России семья Нобелей приезжала в усадьбу только летом, а зимовала в Петрограде. В 1917-1918 годах Ала-Кирьола стала местом спасения семьи от большевиков, затем они переехали в Стокгольм. Усадьба опустела. Когда в феврале 1940 года линия фронта приблизилась к Ала-Кирьола, и отступление финских войск стало неизбежностью, последние подразделения сожгли деревню. Великолепный особняк Нобелей, заминированный заранее, был взорван.  

Изучив историю семьи по найденным документам, Андрей Некрасов решил разыскать потомков Нобелей. Его желанию суждено было сбыться: пять лет назад в Ландышевку приезжал внук Марты и Георга Нобель-Олейниковых Питер с женой Анной. А на днях семья вновь побывала в наших краях. 

В здании Совета депутатов в Выборге с Нобелями встретились Андрей Некрасов, представители районной администрации, известный краевед и переводчик со шведского Эльга АБАКШИНА. 

Питер покинул Россию в 1940 году в четырёхлетнем возрасте, но он помнит ухоженный дом с огромным крыльцом, цветущий сад, зелёную аллею… 

- Сегодня на конференции в Санкт-Петербурге прошла демонстрация фильма о моей бабушке Марте Нобель. Она была врачом. К бабушке у меня особая любовь, она воспитывала меня, так как мама рано умерла. Это главная причина, по которой мы приехали в Россию. Вторая причина - увидеть, что сделано силами местной власти и лично Андреем Некрасовым за последние годы в Ала-Кирьоле. У меня есть идея создать на месте усадьбы медицинский реабилитационный центр в память о бабушке Марте. Как известно, там  сохранились потрясающие конюшни, в Центре можно было бы заниматься иппотерапией. Есть и третья причина нашего приезда - в 1937 году мой дедушка Георг Олейников утонул в заливе. Надгробный камень с его могилы пропал, а недавно его нашли. Конечно, хотелось бы вернуть камень на старое место. 

Как пояснил Андрей Некрасов, надгробная плита сохранилась благодаря тому, что в своё время финское общество “Йоханнес” решило установить в посёлке памятник, посвящённый утраченной кирхе. Предполагалось, что раскрытая каменная книга будет лежать на огромной плите. Этой плитой и стал камень с могилы Георга Олейникова, перевёрнутый надписью вниз. Много лет никто не догадывался, что это за плита. Однажды под плиту заглянули… Андрей Некрасов сразу же известил о находке финское общество “Йоханнес”, и она была изъята. Весит камень полторы тонны, для того, чтобы его вытащить, понадобилась специальная техника. Монумент с каменной книгой не пострадал, плиту просто заменили новой. 

Сегодня на месте некогда богатого поместья в Ала-Кирьола сохранились лишь остатки хозяйственных построек, здание конюшен и два дома для прислуги, в которых поселились местные жители. Кроме того на острове Докторский, где располагалась оранжерея Георга Олейникова, сохранились элементы стен и фрагменты системы полива растений. В настоящее время усадьба Нобелей относится к выявленным объектам культурного наследия. 

Андрей Некрасов:

- Нами создана общественная организация Нобелей, и мы благодарны семье за то, что они дали согласие на использование имени семьи в целях привлечения инвестиций для частичного восстановления элементов усадьбы и развития этой территории. В ближайших планах - привести в порядок замечательную липовую аллею в Ландышевке. 

Питер и Анна Олейниковы побывали в посёлке Советский. На выставке в центре “Лада”, посвящённой Ала-Кирьола, увидели найденные на месте разрушенной усадьбы ножницы для обрезания свечного фитиля и кованый трилистник, служивший, вероятно, украшением ограды, медный наконечник водосточной трубы, выполненный в виде сказочной рыбы. Отсюда потомки Нобелей проследовали по заливу в плавучем доме на Докторский остров и в усадьбу Ала-Кирьола. 

Читайте также