В ВЫБОРГ Я ПРИЕХАЛА В МАРТЕ 1945-ГО

В ВЫБОРГ Я ПРИЕХАЛА В МАРТЕ 1945-ГО
600
В ВЫБОРГ Я ПРИЕХАЛА В МАРТЕ 1945-ГО

В этой женщине удивляет всё: бодрая походка, звучный уверенный голос, цепкий взгляд острых голубых глаз. И даже о тяжёлых потерях она рассказывает с улыбкой, в которой - мудрость прожитых лет. Ещё бы - ведь в июне Ольге Георгиевне Васильевой исполнится 93 года!

В Выборг она приехала из родного Ленинграда в марте 1945-го за своим мужем Алексеем Васильевым - фронтовиком, награждённым орденами Великой Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями “За оборону Ленинграда”, “За победу над Германией”. 

- Алексею нельзя было оставаться в Ленинграде: после снятия блокады город был пока закрыт. Мужа направили в Выборг. А мне как быть? Я написала Жданову письмо с просьбой - разрешить либо Алексею в Ленинград вернуться, либо мне уехать к мужу. Жданов дал добро на мой переезд сюда…

Оля выросла без отца, который был арестован и сгинул на Бело-морканале. Девочка окончила школу, медучилище и перед самой войной работала в больнице при оптическом заводе. 

- Начало войны хорошо помню. Я как раз дежурила. Бегаю, назначения выполняю, и вдруг мне кричат: “Сядь, посиди немножко, война началась!..” Тот день был солнечным, тёплым, буйно цвела сирень...Через несколько дней за мной приехала машина. Мне выдали корзину медикаментов, продуктов на три дня и привезли на вокзал. Ленинградцы уезжали на трудовые работы, я как медик их сопровождала. Поехали в Лугу, - а немец там уже рядом стоял. Первый поезд туда нормально доехал, второй разбомбили в пух и прах. А мы ехали в третьем, подбирали раненых. Из Луги мы шли пешком на Мшинскую почти сорок километров. На дорогу выходить было нельзя - бомбили. Пробирались лесом…

В Ленинград я вернулась 8 сентября, - ещё не зная, что в этот день замкнётся блокадное кольцо…

В декабре девушку мобилизовали и отправили работать в госпиталь. За Ольгой закрепили две палаты обмороженных и “колитников” - в городе свирепствовали мороз и голодный колит. В свой первый рабочий день она буквально ползла на дежурство - с первого этажа на третий - три часа. Добралась, упала и очнулась только через 19 дней. Но ничего, отошла, смогла встать и потихоньку втянуться в работу. 

Как военнообязанная, Ольга получала 300 граммов хлеба, и это её спасло. Хлеб в блокадном городе был валютой; на него можно было выменять всё. Термометр стоил 100 граммов, медсёстры покупали термометры за свой хлеб. Они выхаживали больных, не считаясь с собственными силами. Подтащили мобильную электростанцию, растопили лёд. Грели воду, носили в палаты, мыли больных. И белье стирали-гладили, и вшей выпаривали. Сами спали по двое на топчанах - прямо в одежде, сверху клали матрас, чтобы сберечь тепло. 

Тепло! Оно было драгоценным. Медсёстры заготавливали дрова для госпиталя в Лисьем Носу.

- Мы спали в палатке на носилках, вместо матрасов - ёлки. Посреди палатки стояла буржуйка, топили её по очереди. А рядом в домике жили связисты. У них был патефон и одна пластинка. Ребята крутили эту пластинку, и мы даже танцевали - а что, молодые же! Ребят пятеро, а нас - двадцать. Они и помогали нам. А заготовить нужно было в день по 6 кубометров: с корня срубить, распилить на двухметровки и уложить. Не справляешься - будешь голодным. Бывало, мы с напарницей пилим, укладываем, а поленница разваливается, мы опять эти брёвна укладываем. Вечно самые последние приходили!..

Настоящий “девятый вал” раненых накрыл госпиталь, когда шли бои за прорыв блокады. Все шесть отделений были переполнены; на каждом сестринском посту - по 250 раненых, иной раз по двое на кровати. Именно в эти дни Ольга, которой уже вручили медаль “За оборону Ленинграда”, встретила своего будущего мужа. Он моментально приметил быструю востроглазую девчонку, но подошёл не сразу. После госпиталя его направили в тыл долечиваться; оттуда он прислал Оле письмо и куда-то запропал…

- Я и не знала, что он зайцем в Ленинград пробрался. Однажды иду из бани домой и вижу - Алексей! Остановились, смотрим друг на друга. Оказывается, это моя мама отправила его в баню. Намылся он, приходит и говорит мне: где тут у вас ЗАГС, пойдём расписываться! Вот так нас и зарегистрировали         1 ноября 1944 года.

А весной я переехала в Выборг. Мы жили на ул. Некрасова, 10. За водой ходили на Красную площадь, - колонка была прямо на том месте, где сейчас Ленин стоит. Муж нашёл чугунную печку, трубу в окно провёл. Дрова собирали с разбитых домов. Домиков-то кругом много было, огородики кругом, мы тоже завели свой огород. А там, где сейчас санэпидстанция, у нас была сараюшка: завели козу, поросёнка…

Ольга осталась верна своей профессии, проработав в медицине 43 года: патронажная сестра в яслях, сотрудник физиотерапевтического кабинета в женской консультации на пр. Ленина. На пенсию она ушла из Соколинской туберкулёзной больницы. 

Алексей Иванович и Ольга Георгиевна Васильевы прожили вместе 48 счастливых лет, вырастили двоих детей - Людмилу и Анатолия. Давно стали взрослыми внуки Андрей, Алёна и Наталья, подрастают и пятеро правнуков - Роман, Анастасия, Максим, Дмитрий и Эльвира. А двухлетняя Варя - первая праправнучка - живёт в Киришах. 

- Сначала я всё рвалась обратно в Питер. Ведь до войны я три раза в неделю в театр ходила! Театры работали даже в блокаду. А в День Победы мы с мужем приехали в Ленинград в гости к маме. День был солнечный, тёплый. Вдруг слышим за окном крики: “День Победы!” Мы с соседями вместе на улицу - ой, что там творилось! Все прыгают, обнимаются, целуются, радуются - война кончилась! 

 

Читайте также