В РУДНИКАХ И НА ПРИИСКАХ

Разработка гранита, мрамора и других полезных ископаемых на территории Великого княжества Финляндского началась более ста лет назад и активно проводилась во второй половине XIX столетия.

Были известны Рускольские, Тивдейские каменоломни, где велась добыча гранита и мрамора. 28 сентября 1857 года смотритель Рускольского рудника составил описание образцов мрамора, которые предназначались для облицовки Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге. Среди них насчитывалось шесть образцов: "№ 1. Общий цвет серо-синеватый, а иногда беловатый, с серебристыми проблесками. Выламывался в большом количестве для Исаакиевского собора до 1854 г. № 2. Зеленогорский. Представляет собой мрамор, словно проникнутый зеленым лучистым камнем. Теперь оставлен, но прежде высылался для полов Казанского собора. №3. Зеленогорский. Находится в земляной горе у озера Сюнга-Ламби. Прежде его брали на мелкие поделки, а в последнее время до 1854 г. выламывался для полов Исаакиевского собора. № 4. В одной горе с № 1. В нем видны белые и синие полоски. Его ещё никогда не употребляли. № 5. Береговский. Полосатый мрамор, составленный из белых и серых полосок. Образует русло речки Русколки между мельницей и мостом. Вырабатывался некогда для Мраморного дворца. № 6. Серо-белый, с чёрными полосками, в горе, лежащей на берегу речки Русколки. Мрамора этого ещё никогда не употребляли".


МРАМОР

Из числа образцов твёрдых камней, отправленных на Всемирную выставку в Лондоне, находились образцы мрамора, добываемые на Рускольском месторождении. 26 июля 1862 году представитель России на Лондонской выставке русский комиссар Г. Каменский в письме к Его Императорскому Величеству Александру Второму сообщал: "Многие посетители на Лондонской международной выставке обращали особое внимание на собрание образцов различных мраморовых и твёрдых камней из русских месторождений и спрашивали, возможно ли будет получить эти продукты в сыром виде в значительных количествах и по каким ценам". "Особенно заинтересовали публику образцы Рускольских и Тивдейских месторождений. Предполагаю, что эти запросы могли бы повести к дальнейшим торговым сношениям и открыть сбыт в Англию для этих произведений. Я осмеливаюсь с моей стороны утрудить Кабинет всенижайшею просьбою о сообщении мне необходимых сведений о количествах и ценах мрамора для доставки в Санкт-Петербургский порт". Спустя некоторое время начались работы по добыче и ломке мрамора для отправки за границу.

Помимо Рускольских и Тивдейских месторождений шла добыча камня в Кронштадте. Там проводились взрывные работы. Пушечный порох доставлялся из Фридрихсгамской крепости. Гранит, добытый в Кронштадте, применялся для возведения мостовых российской столицы.

Для сооружения в Санкт-Петербурге памятника Императрице Екатерине Великой проводилась ломка гранитного камня в Выборгской губернии, а также в Сердобольской местности. "Для добывания гранита взявшему работы подрядчику купцу Балушкину будет отпущено из Выборгских пороховых складов до 30 пудов пороха" - сообщают документы того времени. В добыче камня принимали участие известные купцы и промышленники того времени, такие как Николай Тиханов, Александр Дурасов, Андрей Баранов.


ЗОЛОТО И СВИНЕЦ

Но не только камень имелся в недрах Великого Княжества Финляндского. Энтузиастов привлекали залежи золота. В ноябре 1867 году отставной подпоручик артиллерии Андрей Густавович Фог, желая заняться поисками золотосодержащих россыпей и рудников в Финляндии, просил Земские власти всячески содействовать ему в этом. Добыча золота была довольно прибыльным делом. Год спустя потомственный почётный гражданин Николай Васильевич Латкин вместе с надворным советником Владимиром Ивановичем Штольцем изъявили желание заняться поисками всякого рода металлов и минералов в рудниках Великого Княжества Финляндского.

Среди мест, где добывали камень и другие полезные ископаемые, можно назвать острова Гогланд, Туппурин-Саари, Соммаре, Рухкамо. Эти живописные места Великого Княжества Финляндского примечательны не только своей природной красотой, но и залежами полезных ископаемых. В Олонецкой губернии добывали железную руду, а в Сяккиярвском приходе свинец. В свидетельстве на разработку свинцового рудника от 6 апреля 1915 года отмечалось: "Надлежит отвести пространство шириной и длиной 178 метров в деревне Мухулахти Сяккиярвского прихода, Выборгской губернии… с таким расчётом, чтобы в рудниках ежегодно было выламываемо не менее 5,7 кубометров камня или вырываемо не менее 28,3 кубометров земли или производима иная рудничная работа, равная 200 рабочим дням". Спустя некоторое время геологическая экспедиция под руководством доктора Гуго Бергхеля посетила свинцовые прииски близ деревни Мухулахти. В своих записях Бергхель отмечал: "мною замечено, что руда разбросанными разветвлёнными жилами, шириной до 7,5 миллиметров, наблюдается на протяжении нескольких десятков метров по поверхности земли".

Нужно воздать должное нашей земле, недры которой богаты полезными ископаемыми: гранит и мрамор, добываемый в нашей местности, и сегодня продолжают применять в современном строительстве.

Читайте также