УК ПО ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

"Управляющая компания по ЖКХ" – организация, которую в нашем городе не критикует только ленивый. Однако ругать и возмущаться легче всего. Гораздо труднее вникнуть в суть проблем, выслушать оппонента и взглянуть на ситуацию в другом ракурсе, изнутри. О том, чем сегодня живет УК по ЖКХ, рассказывает нашим читателям генеральный директор компании Илья ДАШКОВ. Откуда долги? - О многомиллионных долгах Управляющей компании в нашем городе знают все. Расскажите, откуда они взялись? - На тот момент, когда я возглавил компанию в апреле нынешнего года, она имела долги более 1200 млн. рублей. Эта сумма сложилась по нескольким, независящим от компании причинам. Одна из них – межтарифная разница. Есть две несвязанные между собой цифры: первая - плата, которая выставляется населению. Согласно установкам Правительства РФ она увеличивается не более 12 % в год. К фактическим затратам на производство услуг и ценам на топливно-энергетические ресурсы она отношения не имеет. Вторая цифра - экономически обоснованные тарифы, которые значительно выше, чем плата населения. Между экономически обоснованным тарифом и платой населения есть разница, которая называется межтарифной. Она очень значительная, до 250 млн. рублей в год. До 2009 года межтарифную разницу возмещали муниципальные образования, но с 2010 года это законодательно исключили из их обязанностей. Теперь она должна возмещаться из областного бюджета, однако пока этих средств нет… Мы пытались достучаться до властей региона. В феврале нынешнего года УК подала в суд на правительство Ленинградской области, предъявляла иск на 541 млн. рублей межтарифной разницы за 2011-2012 гг. Суд закончился 2 октября после десятка заседаний проигрышем УК. Честно говоря, мы понимали, что вряд ли выиграем. Ведь если бы был создан такой прецедент, то все остальные управляющие компании области сделали бы то же самое. Тогда общая сумма исков от управляющих компаний области к правительству составила бы больше 3 млрд. рублей только за поставки топлива и энергоносители. Нашей задачей было обратить внимание Правительства региона на эту проблему, и мы своей цели дос- тигли. Особенно хочу подчеркнуть: за то время, что длился суд - с начала февраля по октябрь - в нашей компании проведено огромное количество разных проверок: проверяли работники различных комитетов правительства Ленобласти – комитет по тарифам, антимонопольный комитет, областная прокуратура, комитет финансов и даже МЧС с Ростехнадзором. В итоге – никаких нарушений не обнаружено, нет ни уголовных, ни административных дел. Вторая причина долгов – необоснованная тарифная политика за 2009-2012 гг. Из-за ограничения допустимого роста экономически обоснованного тарифа регулирующий орган ЛенРТК не включал в состав затраты, фактически понесенные компанией. Не учитывались расходы по аренде средств производства, капитальному ремонту основных фондов, занижены расчетные цены на топливо и стоимость ремонтных работ. За последние 5 лет цены на газ выросли в 10 раз, на дизельное топливо в 2 раза, на электроэнергию в 2,5 раза, а тарифы для населения всего на 70 %. Так, только за 2012 год некомпенсируемые расходы, сложившиеся из-за разницы фактической цены топливно-энергетических ресурсов и цены, учтенной в экономически обоснованном тарифе, составили 187,1 млн. руб., за 2011 г. – 94,1 млн. руб., за 2010 год – 82,7 млн. руб., за 2009 год – 133,6 млн. руб. Поясню для примера – цена на мазут закладывается в экономически обоснованный тариф по 10 000 рублей за тонну. А фактическая цена на него составляет, например, 14 000 рублей за тонну. Кто-то должен возместить эту разницу в цене. К сожалению, доходы жителей не растут в размерах, необходимых для полного возмещения затрат на производство тепловой энергии. А правительство Ленобласти пока тоже не возмещает понесенных нами расходов. Впрочем, такая ситуация сложилась в ЖКХ по всей стране. И разрешить ее положительно можно только с самого верха. О тех, кто должен УК - Еще одна причина – задолженность населения. На сегодня долги жителей Выборгского района перед УК составляют почти 400 млн. рублей. За 2012 год компанией подано 373 заявления в суд на общую сумму долга 31 507 937 рублей. За 2013 год (с января по октябрь включительно) подано 191 заявление на общую сумму долга 13 930 445 рублей. В октябре 2013 года компания усилила работу по взысканию долгов с неплательщиков. Мы готовим одновременно несколько тысяч исковых заявлений в суд по взысканию задолженности. Радует, что Правительство РФ тоже активно начало работу по поиску вариантов принудительного взыскания задолженности. Думаю, данный вопрос будет в ближайшее время решен. Поэтому не рекомендую жителям Выборгского района накапливать долги по неуплате услуг ЖКХ. Желания их прощать нет ни в Управляющей компании, ни в Правительстве РФ. Сейчас совместно с районной администрацией готовим проект по выселению должников из муниципального жилья. Должен предупредить, что многие получат от КУМИГ уведомления о выселении. Банкротство - Ходили слухи, что Управляющая компания на грани банкротства. - Да, это могло произойти. Некоторым даже казалось, что банкротство - выход из ситуации. Но, как показывает практика, банкротство предприятий ЖКХ не приводит к улучшению положения. Например, в Лужском, Волховском районах управляющие компании, занимавшиеся снабжением населения ресурсами, также имевшие задолженность, обанкрочены уже по два, а местами и по три раза. Однако поставщики газа, теплоэнергии и прочих ресурсов не прощают долги. Соответственно, свое они требуют теперь с субъекта РФ. Если бы наша УК обанкротилась, то вместе с ней разорились бы и многие предприятия Выборгского района, связанные с компанией. Это стало бы катастрофой... К счастью, банкротства удалось избежать. Мы продолжаем существовать только потому, что наша организация провела огромную работу по структуризации расходов, по сокращению расходования средств, получила поддержку от правительства Ленинградской области, разработала программу финансового оздоровления и успешно ее реализует. Основное преимущество компании - в широком спектре оказываемых услуг. Это и управление жилищным фондом, и обеспечение технической эксплуатации жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг, строительство и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального и социального назначения, поставка топливно-энергетических ресурсов, начисление и сбор денежных платежей с населения, и многое другое. Кто у руля? - Вы возглавили компанию в сложный период. Не испугал ли вас этот "клубок проблем"? - Конечно, я отдавал себе отчет в том, что встаю у руля организации, находящейся в довольно сложном финансовом положении. Но, как говорят: "дорогу осилит идущий". И накопившийся "клубок" проблем мы начали активно распутывать. Это сложно, но когда есть поддержка и понимание со стороны органов местного самоуправления, идти вперед намного легче. - Расскажите немного о себе. - Родился я в Ленобласти. Вырос в Ленинграде. Окончил Ленинградский военно-механический институт им. Устинова по специальности инженер-электромеханик. После трех лет работы в НИИ стал начальником цеха эксплуатации на заводе "Металлист" (Министерство химического машиностроения), где руководил службой эксплуатации завода (электроподстанции, котельная, компрессорная, очистные сооружения, сантехника и др.). Далее около десяти лет возглавлял строительное предприятие, занимавшееся выполнением подрядных и генподрядных работ: монтаж инженерных сетей, капитальный ремонт зданий, новое строительство и т.п. Несколько лет руководил производственным предприятием, где осуществлялся полный цикл литья и обработки цветных металлов и изделий из них. Последнее место работы – генеральный директор крупной оптовой компании, которая является дистрибьютором в Северо-Западном регионе известной сантехнической и строительной продукции. Весь накопленный разносторонний опыт, в том числе и выживания в трудные годы, сейчас, безусловно, помогает в работе. УК по ЖКХ: "перезагрузка" - Что, на ваш взгляд, надо сделать в компании, чтобы изменить её работу в лучшую сторону? - За годы существования в компании сложился бюрократический механизм. Без него тоже нельзя – нам приходится отвечать гражданам и различным контролирующим органам на десятки запросов в день. К сожалению, скорость работы этого механизма оставляет желать лучшего. Практически на каждый запрос должны формировать ответ два, а то и три специалиста. Технологию работы с документами мы сегодня стараемся усовершенствовать, чтобы кардинально сократить затраты времени на нее. Сегодня УК по ЖКХ обслуживает более 2100 домов, около 1500 юридических лиц. В эксплуатации у нас более 60 котельных, десятки водоносных скважин, водоочистных сооружений, канализационных очистных сооружений, сотни километров сетей. Для производства тепла за отопительный сезон приходится сжигать более 25-ти тысяч тонн угля, 15-ти тысяч тонн мазута, 3-х тысяч тонн дизельного топлива. Только представьте себе эти объемы! Также компания выполняет функции генподрядчика и технического надзора по строительно-монтажным работам, производимых на сетях и объектах инженерной инфраструктуры района. Это десятки объектов в год. Для обеспечения функционирования столь сложного механизма требуется квалифицированный кадровый состав. Его формирование я и считаю сегодня первоочередной задачей. - У вас есть кадровые проблемы? - В компании работает около 800 человек. Из них ИТР-овцев меньше сотни. Основная часть персонала - работники, которые занимаются непосредственно содержанием жилого фонда на четырех эксплуатационных участках: в Южном поселке Выборга, Гончаровском, Каменногорском и Приморском поселениях. Кадровые проблемы, конечно, есть. Не хватает квалифицированных рабочих, ИТР. Очень сложно найти хороших руководителей. Молодые специалисты, которые приходят, имеют низкий уровень знаний. Для тех, кто хочет работать и старается, создаются все условия, но с теми, кто трудиться не хочет - нам не по пути. Не все положительно встретили такую кадровую политику… Кто-то смог поменять отношение к работе, перестроиться, а кто-то нет. Но, на мой взгляд, это необходимо для того, чтобы развиваться дальше и выходить из сложного положения, в котором оказалась компания. - Население часто жалуется на некорректное обращение со стороны сотрудников УК. Как решаете эту проблему? - Кардинально, вплоть до увольнения. Технический директор ежедневно напоминает своим подчиненным о корректном и вежливом обращении с людьми. Те, кто этого не понимает, наказываются "рублем". За недобросовестную работу или недолжное обращение с клиентами руководитель может лишить сотрудника премии, которая составляет значительную часть ежемесячного заработка. Последние несколько месяцев мы активно пользуемся этими рычагами воздействия на персонал. Конечно, такие непопулярные решения встречаются без восторга… Но приносят положительные результаты. А жалоб много - Не секрет, что в УК поступает много нареканий от населения. Что делается в этом направлении? - Конечно, жалоб много, причем в разных поселениях. Сразу отмечу, что есть проблемы решаемые и не решаемые. Стараюсь настраивать сотрудников и подрядчиков на то, чтобы сразу устранять то, что можно сделать быстро. Увы, пока нет четкого механизма, по которому я мог бы отследить все жалобы и их устранение. Вторая часть жалоб связана с нерешаемыми вопросами. Например, Садовая, 11. Дом требует капитального ремонта, крыша течет до первого этажа. Но, по Жилищному кодексу РФ капитальный ремонт должен осуществляться только за счет собственников. УК по закону не имеет права вложить средства в капитальный ремонт (а ремонт крыши относится к капитальным работам). Если сегодня компания отремонтирует крышу за свой счёт, то завтра к нам придет прокуратура с вопросом: "На каком основании произошло нецелевое использование средств?". Многие многоквартирные дома на 90 % приватизированы. Администрация может (и готова это сделать) вложить средства только в соответствии с долей муниципального жилья в доме. Остальное по закону должны оплачивать собственники квартир. Но, как правило, собственники жилых помещений не проявляют никакого желания участвовать в проведении работ. И пишут жалобы во все инстанции, включая Президента России. О перспективах - Конечно, в наших планах развиваться, выстроить внутренний механизм работы так, чтобы из бюрократического он стал действующим, быстрореагирующим. Кроме того, намечены дальнейшие шаги по реструктуризации долга. При поддержке местной власти мы будем стараться выстроить диалог с региональным правительством. Однако без понимания со стороны населения нам не обойтись. Поэтому очень прошу жителей Выборгского района поддержать нас в эту трудную минуту, принимать активное участие в управлении своим домом.

Читайте также