От «Папулы» до «Локомотива»: Сто лет на службе спорту

От «Папулы» до «Локомотива»: Сто лет на службе спорту
1040
В финскую пору «Папула» был главным спортивным объектом в Выборге

Летом этого года выборгский стадион «Локомотив» отметил вековой юбилей. Стадион был открыт 18 июня 1922 года и тогда назывался «Папула», очевидно, по названию местности, где его построили.

Здесь бегал Нурми

В начале 20-х годов прошлого века этот спортивный объект по праву считался современным стадионом. В Выборге до постройки стадиона, который многие поколения горожан знают как «Авангард», «Папула» являлась центром спортивной жизни города. Здесь проходили соревнования международного уровня по лёгкой атлетике, благо беговые дорожки с гаревым покрытием позволяли спортсменам показывать высокие результаты.

Не раз выступал на «Папуле» легендарный финский бегун Пааво Нурми. Он выигрывал в Выборге забеги на четыре мили, пять миль и 7500 метров. Лёгкая атлетика, образно говоря, царила на «Папуле», Стадион принимал Выборгские игры, чемпионат Финляндии, а в 1933-м году – Карельский марафон.

Знаменитый Пааво Нурми закончил спортивную карьеру на стадионе «Папула»

Бегуны соревновались на классической марафонской дистанции – 42 километра 195 метров. На стадионе забег стартовал и финишировал, а трасса проходила за городом. Вопреки ожиданиям, победу тогда одержан не великий Нурми, а Волмари Изохолло, тоже довольно финский известный легкоатлет, хотя со славой соотечественника ему, конечно, сложно сравниться. Изохолло первенствовал с результатом 2 часа 22 минуты 03,8 секунды. Нурми пришёл к финишу вторым.

Стадион до предела запрудили поклонники бега и конкретно – Пааво Нурми. Только по билетам прошло 9000 человек, а безбилетников проникло явно не меньше. Немало любителей «королевы спорта» собралось здесь же 16 сентября 1934 года. Собравшиеся наблюдали за последним в карьере забегом своего кумира. В тот день Пааво опередил всех на стайерской дистанции 10000 метров.

Почему стадион построили именно на Папуле, следует из исторических данных. Спортсмены и до появления стадиона любили проводить время на горе Папула. Здесь проходили соревнования по горным лыжам, прыжкам на лыжах с трамплина (первый трамплин был построен ещё в 1909 году, второй – в 1913). Была даже проложена простенькая с сегодняшней точки зрения санная трасса. А первые официальные состязания по горнолыжному слалому прошли в 1938 году.

Стадион работал без выходных

После войны, уже в советское время, в 1947 году, стадион перешёл в ведение Октябрьской железной дороги и стал называться «Локомотив». Грандиозных соревнований, подобных Карельскому марафону, здесь уже не проводилось, но стадион всегда пользовался популярностью, и не только у железнодорожников.

- На стадионе работал прекрасный коллектив, замечательные специалисты. Например, ветеран труда, бригадир рабочих Тамара Александровна Горлова трудилась на «Локомотиве» 44 года, с 1956 по 2000-й. Это замечательный выборгский ледовар - специалист по приготовлению льда для катания на коньках. Лёд на нашем стадионе всегда считался лучшим в городе. Были команды по хоккею, футболу, волейболу, баскетболу, городкам.

Тамара Горлова – лучший выборгский ледовар. Готовила лёд на протяжении 44 лет  

Летом постоянно играли в волейбол, проводили Спартакиады Выборгского железнодорожного узла, Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, летние Спартакиады Октябрьской железной дороги, в рамках зимних Спартакиад ОЖД проводились соревнования по лыжам, – рассказывает ветеран ДСО «Локомотив», выпускница Института физкультуры имени Лесгафта Наталья САК.

Лыжная трасса до перемещения выборгского центра лыжного спорта в Кировские Дачи оставалась, пожалуй, ведущей в городе. Наталья Борисовна как опытнейший судья по лыжным гонкам и по другим видам спорта, работавшая на множестве соревнований, может это подтвердить. Любопытно, что в железнодорожную эпоху стадиона должность его руководителя называлась не директор, а мастер спортсооружений.

Спортивная жизнь у выборгских железнодорожников была развита хорошо. Физкультурные организаторы работали в подразделениях и штатно, и на общественной основе. Все организации Выборгского железнодорожного узла помогали в кяли ремонтные бригады, материалы.

- Выходных у нас не было, зимой - то хоккей, то - лыжи. По будням тоже хватало работы. Действовал бесплатный прокат коньков и лыж для всех желающих, под залог паспорта. Мне нравилось работать на стадионе, это лучшие годы жизни! Маленький сын тоже любил приходить на стадион. Говорил: «Мама, пойдём на «каламотив?», - с улыбкой вспоминает ветеран.

Взрослые и дети, выборжцы и гости

Не только взрослые физкультурники, но и учащиеся 37-й школы, также относившейся к железной дороге, постоянно посещали стадион, сдавали зачёты по лыжам. А специалисты «Локомотива» принимали участие в приеме школьного экзамена по физкультуре.

Стадион хоть и являлся ведомственным, но им пользовались не только железнодорожники. Проходили соревнования пограничников, городские состязания, в частности, по лыжным гонкам. Велосипедисты из знаменитой школы «Локомотива» тоже, бывало, тренировались на стадионе, но после перешли на шоссе.

В 1994 году стадион «Локомотив» принял Спартакиаду Министерства путей сообщения России. В Выборг приехали спортсмены-железнодорожники 22 дорог Российской Федерации. Состязания шли неделю, довольными остались и участники, и судьи, и зрители. Это был последний крупный старт на стадионе в пору его железнодорожной эпохи.

Сергей КАРСАКОВ (с использованием материалов из открытых источников)

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также