Владислав Паламарчук: Я создал сервис для продавцов на маркетплейсах

Владислав Паламарчук: Я создал сервис для продавцов на маркетплейсах
744
В Гатчине есть все возможности для открытия и развития собственного дела

Он не стесняется говорить о своих неудачах, считая, что это отличный опыт. Бизнесом начал заниматься с 18 лет: делал мебель на заказ, торговал мягкими игрушками на маркетплейсах, пытался организовывать турпоездки, занимался разработкой и выпуском расходников для оборудования, производящего асфальт.

В 2022 году этот молодой человек придумал и создал сервис Spotter, который поможет производителям и продавцам найти свободную нишу на маркетплейсах. Онлайн-бизнес молодого предпринимателя из Гатчины развивается благодаря государственному гранту в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», личным сбережениям и вложениям семьи.

Знакомьтесь – молодой бизнесмен из Гатчины Владислав Паламарчук.

Читайте Драйзера!

– Идея заниматься бизнесом родилась у меня после прочтения книги Теодора Драйзера «Финансист». Меня удивил масштаб личности и бизнеса, к которым смог прийти Каупервуд (главный герой, прообразом которого послужил американский бизнесмен Чарльз Йеркс). Я начинал, когда мне не было ещё 18 лет. Мама, зная мое желание стать предпринимателем, позвала меня с собой на курсы по управлению бизнесом, это была программа бизнес-акселерации для предпринимателей из Ленинградской области. Там я увидел десятки предпринимателей, бесконечно далеких по амбициям от Чарльза Йеркса, но мотивированных и, главное, настоящих. А когда я узнал, что один из спикеров – дизайнер из Лондона, а другой – управляющий магазинами «Дикси» по всей России, я был поражен: мне казалось, что я попал в тот мир, о котором мечтал. На этапе участия в программе бизнес-акселерации (насколько я знаю, она в разных видах проводится до сих пор) идеи в молодой голове рождались одна за другой, некоторые из них я реализовал, но большинство не смог, это стало полезным опытом.

Первая идея: вместе с отцом и его другом мы делали формы для оборудования, которое производит асфальт. Это было многообещающе: асфальтовые заводы, сталелитейные предприятия, крупные компании-заказчики, стать миллионером в 18... Плюс ко всему у нас сразу были покупатели, потому что у компаньона была база клиентов. Тогда же я пошел учиться в ИТМО на факультет технологического менеджмента и инноваций.

В общем, с этого я начал – можно сказать, при поддержке моей семьи и вдохновившись «Финансистом», которого, кстати, порекомендовал мне папа.

Сложно дать оценку этому опыту, так как быстро выяснилось, что больший вклад в этот бизнес предстоит сделать не мне, а мне хотелось действовать самому.

Что может студент?

– Вторая идея: я решил взять все в свои руки и воспользоваться положением студента в самом технологичном вузе России. Я хотел создать что-то технологичное и с потенциалом роста на весь мир. Я смотрел мировые тенденции, мне понравилась идея умного дома, и в поисках хорошей ниши в этом направлении я пришел к мысли про умные дверные замки, которыми можно управлять не только ключами, но и телефоном. Это было на первом курсе в ИТМО, и мне казалось, что все складывается как нельзя лучше для успешного старта: заинтересованность университета в стартапах, бесконечное множество талантливых студентов... Действительность, как всегда, оказалась менее радужной. Я ходил по институту, говорил: ребята, есть такая идея, давайте попробуем найти человека, который всё это спроектирует, у меня есть мысли, как можно это продавать. В итоге, меня все просто футболили и говорили, что это не реально, зачем это нужно?! А между тем я пришел учиться в ИТМО именно потому, что на Дне открытых дверей говорили: приходите к нам, у нас есть разработчики, мы открыли факультет менеджмента и будем сейчас там всех собирать в стартапы, у нас есть специальная программа для этого, у вас всё будет классно, вы будете создавать какие-нибудь технологические бизнесы, мы на это настроены. И я тогда на это купился, мне показалось это потрясающей идеей. Не получилось.

Как быть убедительным?

– Следующая история – мы с одногруппником решили сделать турагентство. Мы проездили очень много туристических маршрутов вокруг Санкт-Петербурга по Ленинградской области, познакомились с экскурсоводами, с перевозчиками – со всеми-всеми. И вот мы объявляем первую экскурсию. Я заказал автобус на 54 человека, за 3 недели начали рекламировать, за 2 недели нам пишет первый человек: я готова, вот предоплата. Я был окрылён, думал: вот оно, пошло! Начали ещё активнее тратить деньги на рекламу. Остается 3 дня до экскурсии, а у нас… все так же один человек. Мне пришлось взять табличку, такую же, с какими на Невском стоят зазывалы на экскурсии, и последовать их примеру. Я простоял несколько часов в день, потом также на следующий день, на меня косо смотрели. Оказалось, это сложно – быть убедительным зазывалой, это тоже надо уметь делать. Но у меня не очень хорошо получалось. И я не нашел никого. Экскурсия отменилась. Пришлось отдавать предоплату. Выводы я сделал. Было интересно, конечно, посмотреть красивые туристические места в Ленинградской области – их много.

Конечно, у меня были и удачные попытки. Например, бизнес по изготовлению мебели на заказ. Идея началась с изготовления диванов из паллетов у меня на даче и закончилась собственным производством и продажей бизнеса в 2019 году. Эта была компания, которая, наконец, смогла обеспечивать нормальную жизнь и мне, и компаньону. Конечно же, были проблемы, как и на любом производстве: соблюдение сроков, отслеживание качества работ на всех этапах, работа с клиентами, поиск материала (мы делали мебель в том числе из слэбов – это большие спилы дерева ценных пород). Это была история 24/7 про ответственность за себя и всю компанию, про планирование и дисциплину, про креативность, красоту и довольных клиентов. Благодаря «Кедру» я поверил, что могу организовать прибыльный бизнес и даже его продать. Сейчас я занимаюсь своим самым амбициозным проектом, который, я уверен, способен принести пользу большому количеству людей.

Мы с командой делаем сервис аналитики для продавцов на Wildberries. По сути, это сайт, на котором можно посмотреть подборки свободных ниш, а также проанализировать ниши вручную, посмотреть, что и в каком количестве продают ваши конкуренты.

Выбирайте и экономьте!

– Статистика говорит о том, что треть продавцов на маркетплейсах – это не производители, а продавцы разного товара, который они где-то купили и выгодно хотят перепродать. Для этого нужно чутье, терпение, умение идти на определенный разумный риск. Для таких продавцов выбор товара критически важен. Мой сервис как раз помогает выбирать товары и экономить деньги на ошибках.

Я сам продавал на маркетплейсах и сталкивался с этими проблемами. У меня были случаи и удачных, и неудачных продаж. Например, я купил партию детских игрушек и продал ее очень удачно, купил еще, продавал нормально, потом средне, потом получше, потом я собрал все деньги, закупил большую партию товара – и ошибся. Такое бывает. И я понял, что до тех пор, пока я не научусь выбирать товар, который будут покупать, я не смогу зарабатывать как продавец.

Как выяснилось, такая же проблема есть у многих продавцов. Мой сервис призван её решить.

Уже год мы его разрабатываем. Первый релиз был в феврале 2023 года, мы дали его попробовать пользователям. Они сделали замечания по дизайну и базовому функционалу, мы отправились его доделывать. Сейчас выходит новый релиз. Сервис называется Spotter.

Грант – это реально

– Возвращаясь к деньгам. Я получил грант в 500 тысяч рублей, причём свой проект я начал делать в августе 2022 года, тогда же подал заявку в областной Фонд поддержки предпринимательства. Я узнал об этом в Telegram, потому что подписан на канал «Мойбизнес47». Соответственно, я подал заявку на то, что мне нужны деньги на разработку программного обеспечения, на рекламу и на покупку оборудования.

Меня часто спрашивают: это было просто сделать? На самом деле, относительно просто. Областной фонд поддержки предпринимательства сам заинтересован в том, чтобы находить молодых, которых они готовы посредством гранта поддержать. Эта грантовая система хороша тем, что она безвозмездная. То есть ты обязуешься потратить деньги так, как ты заявил, и дальше развивать свой бизнес. Важная задача – отчитаться, и это тоже несложно.

Оформить заявку трудностей не представляет, тем более что Фонд помогает. То, что он сам заинтересован, очень важный момент. В нашем случае было так: в Фонде рассказали, как заполнять документы, скинули шаблоны, чтобы была единая форма – это значительно упрощает всю схему. Ещё было необходимо пройти обучение, тогда оно шло неделю, сейчас, по-моему, идёт дольше. Нам сказали: проходите обучение, готовите документы, подаете заявку, приходите на комиссию, защищаете проект и после этого получаете решение. У меня на все ушел месяц. Документы я готовил онлайн, ездил на комиссию один раз, все документы подписал удаленно.

Конечно, проект должен быть проработан. Но в моем потоке грант не получил только один человек, он хотел сделать BMX-парк с почти бесплатным входом, ему сказали, что это не бизнес-история, а, скорее, социальная, а этот грант дается с перспективой коммерциализации, регион заинтересован в налогах и рабочих местах.

У меня был опыт в 18 лет, когда я получал субсидию от Гатчинского района. Это была как раз та история про инженерные разработки – чтобы спроектировать оснастку, подобрать материалы. Это было полезно в тот момент. И опять же, мы потратили деньги так, как заявили. И бизнес работает до сих пор.

…Плюс поддержка

– Областной грант для молодых предпринимателей очень прозрачный. Тебе говорят: «Подготовь документы, отправь заявку и расскажи о проекте». Буквально за руку ведут, чтобы его получить. Я не знаю, как происходит с другими грантами в России, но именно этот – очень хороший, я его рекомендую своим друзьям, у которых есть бизнес. Люди, может быть, еще предвзято относятся к государству, думают, что их обманут, что это сложно. Но это не так. И никаких знакомств мне не понадобилось. Я никого не знал: ни участников, ни комиссию. Получил деньги и развиваю бизнес. Было еще условие, что надо добавить своих 200 тысяч. Я потратил средства на разработку, рекламу и покупку ноутбука, и я всем этим пользуюсь для разработки своего сервиса.

Денег хватило только для первого релиза в феврале, как я и планировал, но на доработку денег оказалось недостаточно, мне пришлось занять, чтобы довести все до второго релиза и продаж, которые уже пошли.

Весной специально для своего проекта я пошел учиться в Яндекс-практикум на управление IT-проектами. Это мне помогло, потому что задачи стали четче, я стал лучше понимать, кто мне нужен, с какими навыками, как следить за сроками, что ожидать и т.д. Это сильно ускорило работу и повысило качество того, что получается на выходе. Когда мы делали мебель на заказ, я учился тому, как работать с документами, как организовывать рекламу, как вести группы, как продавать. Этот опыт тоже необходим, но сейчас я глубоко погружен в специфику IT-бизнеса.

Именно поэтому в начале года я подал заявку на получение федерального гранта для внедрения нейросетей в стартап. Поясню: сейчас мой сервис дает оценку каждой ниши и делает это математическим путем, то есть он видит, что оборот всех товаров растет (это хорошо) или падает (плохо). Можно в наш сервис внедрить нейросеть, которая будет предсказывать, что будет происходить с нишей в ближайшей перспективе. Я подал заявку на получение государственного гранта в размере 4 миллиона рублей на то, чтобы реализовать эту идею. Как я понял, заявителей было около 400, в итоге, 30 человек получили по 4 миллиона и еще примерно у сорока одобрили акселерационную программу в технопарке за государственный счет (это примерно 800 тысяч рублей), чтобы после обучения можно было еще раз подать заявку. И я получил обучение, то есть государство положительно оценивает перспективу моего проекта. Технопарк можно было выбрать самому, их много – Иннополис, МГИМО, Сколково. Я выбрал Технопарк в Питере, потому что в нем много стартапов, как у меня, у нас одинаковые проблемы. Это полезно – оказаться в среде таких же людей, как ты, с такими же целями, амбициями. И там есть профессионалы, которые могут подкорректировать некоторые задачи.

Кто-то считает, что слово «амбиции» имеет отрицательную коннотацию. Но я считаю, что амбиции – это здорово. Когда ты видишь амбициозного человека рядом, это вдохновляет. Если в жизни человек хочет развиться, это отлично.

Бизнес – это возможность самореализации

– Для меня бизнес – это лучшая возможность реализовать себя как человека. Я буду доволен, если смогу построить бизнес, который будет востребован клиентами, будет приносить пользу сотрудникам, которые будут работать с удовольствием по деньгам, по задачам, и я как владелец или совладелец тоже буду получать с этого деньги, – словом, если это будет полезная для всех история. Мне хочется построить востребованный бизнес и в итоге его продать. Поскольку не все это понимают, объясню свою идею.

Когда мне было 17-18 лет, я много читал об успехах разных компаний, есть хороший пример компании «Zappos». Эта один из первых онлайн-магазинов обуви в Америке в нулевых годах. Они создали эту компанию и через 11 лет продали за 1 млрд долларов. И мне кажется, что это самое лучшее, к чему может прийти бизнес. Другой пример из России, это Олег Тиньков, у него была пивоварня, которую он дорого продал, и банк, который он построил и продал за огромные деньги. Это лучшая история. Важно понимать, что когда ты строишь бизнес на продажу, то сразу ставишь высокую планку качества. Для того, чтобы дорого продать бизнес, он должен приносить большие деньги, быть хорошим для большого количества клиентов, быть эффективным, должны быть сотрудники, финансовые потоки, и именно это задает высокую планку качества для продукта, который должен получиться на выходе. Плюс важный момент – это лучший способ заработать на своем бизнесе. А потом заняться еще одним. Мне это очень интересно. Если я смогу вырастить несколько компаний и продать их – это супер.

Читайте также