СОРВАЛИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

СОРВАЛИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
1145
СОРВАЛИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Недавно в Выборге впервые побывала преподаватель Петербургской художественной академии имени Штиглица Татьяна НЕКРАСОВА, реставрировавшая четыре года назад по заказу предприятия «Наследие» скульптуру коленопреклонённой девушки с могилы семейства Отсакорпи на кладбище Сорвали. Инициатором и организатором этого визита стала координатор проекта «Мемориальный парк Сорвали» Алла МАТВИЕНКО. 

Как призналась Алла Матвиенко, до недавнего времени они даже не были знакомы; предприятие самостоятельно занималось поиском специалиста и организацией реставрационных работ. На церемонию установки  скульптурного изображения в августе 2012 года Татьяна Некрасова приглашена не была. Затем, когда назрела необходимость ухода за изваянием, Алла Матвиенко разыскала скульптора и пригласила в Выборг –  проконсультироваться и показать наш город. 

Приступая к работе, вспоминает мастер, она имела в распоряжении всего несколько  не очень качественных старых фото:

– Когда начинала лепить, плавность линий казалась чрезмерной,  словно основа какая-то бескостная. Потом в процессе работы оценила простоту и отточенность линий, авторскую мудрость Йоханесса Хаапасало – текучая фактура, проработанный силуэт, ничего лишнего. Я была готова съездить хотя бы на день в Финляндию, чтобы одним глазком взглянуть на гипсовую модель.

Алла Матвиенко подчёркивает: самый главный критерий высокой оценки – это впечатление родственников:

– Увезли скульптуру на реставрацию 23 января, а в июне работа  уже была закончена. Установку приурочили к приезду родственников. Если бы мы были знакомы с Татьяной Ивановной раньше и знали о ее трудностях в работе, мы, конечно, нашли бы возможность организовать для нее поездку в Финляндию. И  семья Отсакорпи, я уверена, приняла бы в этом самое активное участие. 

Алла Матвиенко рассказала гостье о том, что в финском городе Миккели у кафедрального собора установлена скульптура мальчика, напоминающая нашу: из такого же гранита, с того же месторождения, почти в той же позе, только настроение  более позитивное. 

Немного истории

– Всё начиналось вот с этой фотографии 1938 года, – рассказывает Алла Ивановна, показывая старый снимок. – Когда мы приступили к проекту в 2007 году, фото передал нам  кто-то из родственников семейства Отсакорпи. Найти место захоронения среди буйной растительности порой  выше человеческого роста было непросто. Это сейчас Сорвали имеет совсем другой вид, а тогда…

Международный проект «Мемориальный парк Сорвали – наше общее культурное наследие», подготовленный Аллой Матвиенко и  Галиной ПРОНИН, заявителем по которому выступила администрация Выборга, получил финансирование 200 тысяч евро на год. К сожалению, эти деньги можно было потратить только на  семинары, встречи и непродолжительные волонтерские работы.

– И все-таки сделано очень многое: мы ездили в архив города Миккели, нашли там массу документов по Сорвали (в том числе схему расположения могил на части городского лютеранского прихода), которые никто никогда не поднимал, работали в областном архиве в Выборге. А так как проект был международный, большие суммы уходили  на переводы. Но мы занимались и  издательской деятельностью. Выпустили книжку «Сорвали. Роща памяти. История святых мест Выборга» – на двух языках, тиражом в 1500 экземпляров. Книга распространялась бесплатно и теперь стала редкостью. 

К началу работ летних волонтёрских лагерей место захоронения уже удалось отыскать – ориентиром послужило дерево, тень от которого хорошо видна на сделанном в 70-е годы снимке некрополя. 

– Говорят (не знаю насколько это верно), что камень с подножия скульптурной композиции положен в основание памятника матросу Маркину во дворе бывшей Школы младших авиационных специалистов. Буквы сбили,  камень использовали… А «Девушку» вывезли на Певческое поле. При этом скульптуру разбили по линии талии. Краевед Станислав НОВИКОВ её там и сфотографировал в 1974 году (тогда  скульптура еще не была обезглавлена). В том же году Зинаиде НОВОСЁЛОВОЙ удалось переправить эти фрагменты в Выборгский замок.

Фонд Отсакорпи оказывал финансовую поддержку благоустройству, а реставрация скульптуры скорбящей девушки долго продолжала оставаться мечтой. Многие специалисты выносили вердикт: реставрация невозможна,  нужно делать новую скульптуру, и называли суммы в миллионах. Судьбоносной стала встреча в библиотеке Алвара Аалто представителей Фонда, наследников и местных жителей. Собралось неожиданно много народу: люди, посещающие остров, где была дача Отсакорпи, знающие их родовое поместье. И финны поняли, что эту семью здесь помнят, интересуются ее историей. Тогда и было решено выделить около 380 тысяч рублей на реставрацию скульптуры.

После осмотра скульптуры в нынешнем её состоянии Татьяна Некрасова вынесла вердикт: повода для беспокойства нет – на месте стыка исторического и искусственного камня трещины нет, после необходимой полировки всё будет выглядеть должным образом.

И немного о планах

Недавно в руки Аллы Матвиенко попал список советских солдат, согласно электронной объединённой базе данных «Мемориал» похороненных на Сорвали. В прошлом году наша газета рассказывала о пленном Николае Акопяне, которого на Сорвали похоронили финны. Вышеупомянутая группа из полутора сотен солдат, практически каждый из которых был болен туберкулёзом, была возвращена из финского плена. Они оказались в выборгском эвакогоспитале и в период 1944-45 годов скончались. Старожилы рассказывают, что когда-то на кладбище стояли колышки с табличками, но они со временем исчезли…

– Из военно-медицинского музея нам написали, что это был госпиталь № 2309, его контора размещалась в доме Ховингов на Крепостной, 11. Я поднимала документы в нашем архиве – выяснилось, что солдат  никто не перезахоранивал.  В нынешнем году  мы установим памятник, надеюсь это произойдет в мае. 

Реализовать идею помогает главный архитектор района Олег ЛИХОВИДОВ, создавший вместе с коллегой Тамарой СТУПНЕВОЙ проект, и председатель районного Совета ветеранов Владимир ОСТАПЧУК, нашедший спонсоров.

На предстоящий сезон волонтёрской активности, весенних субботников и летнюю смену трудовых отрядов тоже есть планы:  уход за уже благоустроенной территорией и дальнейшее приведение ее в порядок. Принесённые местными жителями надгробия, найденные ими на своих участках, выгруженные, как правило, у дороги (независимо от того, сорвальские это камни или с другого некрополя) активистам придётся переместить на свободную часть кладбища, где не производилось захоронений. Примечательно, что нашелся камень с могилы священника Пентинена – он находится в лесу, неподалёку от посёлка Кирилловское,в ожидании возвращения на свое историческое место.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также