РОССИЙСКОЕ КИНО: ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

РОССИЙСКОЕ КИНО:  ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
630
РОССИЙСКОЕ КИНО: ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

Метафора и реальность в современном кино и в фильмах прошлых лет - вот тема встречи за “круглым столом”, прошедшей в рамках кинофестиваля “Окно в Европу”. 

В дискуссии приняли участие актёры, продюсеры, кинокритики, историки кино, киноведы и журналисты. 

По словам ведущего встречи, президента кинофестиваля Армена МЕДВЕДЕВА, такие лидеры проката, как фильм “Легенда № 17” или “9 рота”, совершенно выпадают из поля зрения фестивальной публики и профессионального жюри. И это не случайно, потому что они задумывались и снимались как некий аттракцион. Подобные фильмы выполняют свою задачу - собирают кассу. И на этом их функция заканчивается. 

- Это всерьез и надолго? Что будет происходить с кино в дальнейшем? Так и будут отдельно существовать блокбастеры и фестивальные ленты? – спрашивает Армен Медведев. - Все замешано, на мой взгляд, на том, что кинематограф вернулся в пору аттракциона. 

Александр ШПАГИН, киновед:

- Последний культурный миф в отечественном кино был сформирован в начале 90-х годов, когда авторы фильмов стремились к оригинальности. Со временем художественное и притчевое начало постепенно уходит из кино, а ведь образный язык, метафора, притча - это основа кино. Сегодня мы наблюдаем лишь единичные попытки образного кинематографа, очень редко возникает ощущение, что перед нами гениальная картина. К сожалению, 80 процентов прокатного кино не вспоминается уже через 2-3 дня.  

Арина АБРОСИМОВА, журналист: 

- Притча подразумевает простой, лаконичный язык, и это не требует значительных финансовых вложений. Большой пробел - в том, что современный зритель не умеет разбираться в символике (это ведь тоже наука), ему не хватает образования, начитанности, а многие режиссёры, не желая разочаровать публику, отказываются снимать фильмы-притчи, к которым зритель не готов.

Наталья ИВАНОВА, продюсер:

- Будущее такого кино, к сожалению, печально. Чрезвычайно сложно пробиться к продюсерам со своей, пусть даже гениальной идеей. Проблема - экономическая. Не стоит забывать о реалиях, в которых живет продюсер. Нам остается надеяться на меценатов. 

Галина ПРОЖИКО, доктор искусствоведения, киновед, историк кино: 

- Образовательный уровень зрителя порой очень низок, но дело не только в этом. Виртуальное существование для многих сегодня более реально, чем жизнь. В итоге мы получаем зрителя с определенной моделью реальности, с иным кодом восприятия. Документальное кино, казалось бы, должно отражать реальность, но это иллюзия: мы видим картинку глазами режиссёра и оператора, поэтому любое документальное кино есть художественное. Кто виноват? Время и люди. Мы все находимся во временном туннеле.  

Алексей Гуськов, актёр, продюсер:

- Почему наш зритель не хочет смотреть российское кино? Анализируя американское кино, можно утверждать, что в лучших картинах всегда присутствует метафорическое, притчевое, символическое начало. Какой успешный фильм ни возьми, эта составляющая там есть. А у нас она отсутствует. Мы пребываем в некоем пустом пространстве, поэтому наше коммерческое кино не смотрят на Западе. 

Михаил ГУРЕВИЧ, кинокритик: 

- Может быть, нам пора перестать думать, что художник, творец пытался выразить? Важно понимать, что некоторые вещи, претендующие на документальную достоверность, на самом деле искусственны. Принципиально нового в культурном пространстве не появляется, сегодняшнее кино - всё анимация - нет реальности. 

Елена ДЮФФОР, организатор фестиваля российского кино в Онфлёре (Франция): 

- На наш фестиваль публика стекается со всей Франции (картины только российские, жюри – французское). И отдельным конкурсом идёт коммерческое кино, собирающее полные зрительные залы. Блокбасетры смотрят охотнее, потому что их понимают. Нужно быть реалистами: нам всем придётся сделать выбор – или воспитывать зрителя, или приспособиться самим. 

Вот такие прогнозы на будущее дали специалисты российского кинематографа. 

Читайте также