РАЗВЕДКА БОЕМ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ-2016
Предлагаем вниманию читателей интервью с известным политологом-экспертом, директором Института современного государственного развития Дмитрием СОЛОННИКОВЫМ.
- Дмитрий Владимирович, какова ваша оценка хода избирательной кампании в Ленинградской области и её итогов?
- Базовым словом прошедшей кампании стало “мобилизация”. Это относится и к избирательным технологиям, когда важно не сагитировать население проголосовать за свою программу и своего кандидата, а “мобилизовать” электорат, готовый проголосовать априорно, конкретно за этого кандидата и партию. И неважно, из-за чего и по какой причине. Соревнование политтехнологий теперь это соревнование разных мобилизационных стратегий в условиях разной игры с явкой.
Но мало этого. Мобилизация стала доминирующим понятием всех участников выборов. И именно предвоенная мобилизация и все связанные с ней ощущения. “Враг у ворот”. “Не время для разногласий и споров”. “Главное, день простоять, да ночь продержаться”…
Это ощущение доминирует у властных институтов как муниципального, так и регионального уровня, которым не до наведения лоска и различных политесов. От этого нет ни ярких решений, ни броских образов.
Это ощущение довлеет над всеми партиями, которые искренне боятся собственной активности и самих себя, и готовы не делать ничего вообще, лишь бы не “расшатать ситуацию”.
Это ощущение формирует образы поведения населения, которое заранее согласно на все действия и решения властей, так как это “свои власти”, а самое страшное сейчас, это “не пустить в город врага”. Пусть даже кто этот враг пока и не совсем ясно, но ощущение, что он где-то рядом, отчетливо присутствует.
И в этом всеобщем ощущении и был достигнут консенсус, вылившийся в результирующие проценты голосования.
- Люди оказали губернатору доверие. Что в данном случае превалирует: признание старых заслуг или аванс на будущее?
- Из трех губернаторских кампаний, прошедших в Северо-Западном федеральном округе, самая сложная была в Архангельской области. Там огромный долг висит на бюджете, очень большие проблемы с наполняемостью бюджета в этом году, большая проблема с социалкой. Как дальше будет жить регион - большой вопрос. В этом плане у Игоря Орлова были самые большие сложности, и как итог - самый низкий результат на Северо-Западе. В Калининград-ской области ситуация несколько лучше, и результат Николая Цуканова лучше. Ленинградская область выделяется на фоне всех 11 субъектов федерации СЗФО. Это единственный регион, где профицитный бюджет. Налоги собираются, и есть возможность изменения бюджета в сторону увеличения социальных расходов. Это как остров стабильности в океане штормов. В этой части Александр Дрозденко олицетворяет образ уверенности в завтрашнем дне, а именно этой уверенности не хватает избирателям. Отсюда и результаты голосования. Это итог многолетней политики, проводимой областными властями. Конечно, эту уверенность люди хотят пролонгировать и в своё будущее, связывают с ним свои надежды.
- Послужит ли достаточно высокая активность избирателей легитимизации выборов и повышению политического веса губернатора на федеральном уровне?
- Результат достаточно неожиданный по итоговым цифрам. Такой большой процент проголосовавших за действующего главу региона скорее может создать ему проблемы на федеральном уровне. Итоги регионального лидера лучшие, чем у национального лидера - это не тот показатель, за который могут похвалить. Так что такой итог голосования – это скорее проблема для вновь избранного губернатора на федеральном уровне, чем укрепление его позиций.
- Распределение мест со второго по пятое - это что: случайность или закономерность?
- Партии ничего серьезного показать не смогли. Только у КПРФ проходной процент, а для всех остальных это повод задуматься. Думаю, что "Справедливая Россия" и ЛДПР выступили намного хуже, чем ожидали. Если говорить языком социологии, то их показатели находятся на грани зоны погрешности. Выходит, их кандидаты не смогли достучаться до избирателей и мобилизовать свой электорат. Единственное, результат Гражданской платформы на фоне всех остальных – это очень неплохо.
Партии и не боролись за победу, а пытались засветить свои партийные бренды и своих лидеров перед выборами 2016 года. Но и это “засветка” получилась не очень удачной. Можно предположить, что все парламентские партии все-таки рассчитывали на лучший результат, а то, что получилось - это реальный провал и самих партий, и их лидеров.
- Можно ли на основе нынешней компании спрогнозировать результаты выборов 2016 года в Государственную Думу РФ и Законодательное собрание Ленобласти?
- Это была разведка, которую каждый проводил для себя. В меру активности и умения. Результат для многих неудачный. Пролонгировать этот результат на 2016 году, видимо, некорректно.
Во-первых, в выборах в Государственную Думу будет только без сбора подписей участвовать 14 партий, а не 5. В этой связи новые проблемы будут у всех.
И у “коммунистов”: коммунистических партий, выставляющих своих кандидатов, будет не одна.
И у “социал-демократов”: кроме “Справедливой России” на этой поляне будут еще игроки.
И у “либералов”: не только Гражданская платформа будет претендовать на этот сегмент. А скажем “Яблоко”, реально будет и более узнаваемо и не менее активно.
И у “национал-маргиналов”: конечно, ЛДПР продолжит свою борьбу, но уже в серьезной конкуренции.
И у “партии власти”: на причастность к власти и близость к её отдельным сегментам будут претендовать не только “Единая Россия”, но и ряд партий поменьше, но “наглее” и активнее.
Кроме этого:
- Фактор влияния федеральных СМИ, федеральной повестки дня и федеральных спикеров. Это внесет серьезные коррективы в результат.
- Фактор влияния Санкт-Петербурга. Сейчас кампания была число областная. В 2016 году для партий это будет как бы единая информационная кампания и в городе, и в области. Информационное поле в электронных СМИ, в интернете и в большинстве печатных СМИ одно. А политический расклад у партий в Санкт-Петербурге не такой, как в области.
- Фактор Народного фронта. Это будет федеральное решение. Если ОНФ пойдет на выборы как активный игрок - это серьезно изменит расклады.
- Фактор мажоритарных выборов по одномандатным округам. Здесь пойдут и независимые кандидаты. И у партий они будут забирать и популярность, и повестку дня, и образы (бренды, слоганы), и избирателей. Горизонтальное перетекание этих кампаний (выборы мажоритарных кандидатов и партийные выборы) будет серьезно менять проценты голосов, отдаваемые партиям.
В итоге: прошедшая разведка говорит о крайне плохой подготовке на сегодня региональных областных партийных структур к выборам 2016 года. Но эти данные никак нельзя напрямую переносить в прогноз ожидаемых результатов.
Беседовал Николай ПЕТРОВ
Читайте также
-
В Выборге проходит турнир по боксу памяти основателя «Фаворита»
-
Ильичево Выборгского района избавили от задымления
-
Надежда, Рябиновый полуостров, Селезнево – новые названия железнодорожных остановок
-
В Приморске Выборгского района задержали мужчину, который поджег детские коляски
-
Школьники Выборга и района проверили силы в сочинении
-
У злостного алиментщика из Выборга изъято имущество в счёт погашения долга