ПЛАТКИ И ШАЛИ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
Сегодня встретить на улице даму без головного убора, даже зимой, - обычное дело. А между тем несколько столетий назад выходить из дома с непокрытой головой было дурным вкусом. “Шишаки”, “головки”, “кусточки” - всё это названия женских головных уборов, некогда украшавших головы жительниц разных областей России.
Интересную онлайн-лекцию на тему “Платки и шали в русском народном костюме” подготовили сотрудники отдела народного искусства Государственного Русского музея. Сеанс видеосвязи прошёл в Межпоселенческой библиотеке. Коллекция платков, шалей и головных покрывал конца XVIII – первой половины XX веков в собрании музея обширна и разнообразна по составу. Она включает в себя около тысячи тканых, набивных, вязаных, вышитых, кружевных предметов, изготовленных из различных материалов на фабриках, городских и монастырских мануфактурах или руками народных мастериц.
Жительницы Выборга узнали, что головные покрывала с древнейших времён были обязательной частью женского костюма. В XVIII-XIX веках шали и фаты, платки и косынки бытовали в крестьянской и купеческой среде в качестве дополнения к головному убору или самостоятельного предмета праздничных и повседневных нарядов. Причём в каждой области России складывались местные, порой весьма необычные способы их ношения. Например, в Нижегородской области тонкие платки завязывались под подбородком, а на спину уходило два угла. В Каргополе (современная Архангельская область) были в моде более тёплые, строгие платки и шали. Вологодские кружевные шали и пелерины отличались тонкостью и рисунком в виде снежинок. До сих пор известны не только в России, но и за её пределами изделия Павловопосадской мануфактуры. В рисунках этих платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие, как птицы и деревья. Позже в орнаменты вписались заимствованные изображения античных ваз и французских букетов, виноградной лозы и вазонов с крупными цветами. Кроме того, в платке всегда присутствовала восточная тема. Вспомнили на лекции и о знаменитых оренбургских пуховых платках: их можно продеть через обручальное кольцо – настолько лёгок и невесом пух, из которого они вяжутся.
Валентина МАКАРОВА, специалист Межпоселенческой библиотеки:
- Моя бабушка дома носила ничем не примечательный белый платок, на улицу или в гости - более яркие, цветастые платки. Были у неё и зимние варианты - тёплые пуховые шали, которые покрывали голову поверх хлопкового платочка. Кстати, и на молодых фотографиях бабушка тоже в платочках. Мне платков носить не довелось, но в детстве, когда я болела, мама укутывала меня тёплой шалью.
Валентина ЕГОРОВА, слушательница:
- Я стараюсь не пропускать ни одной лекции Русского музея. Интересно! По-моему, платки в костюме русской женщины были всегда и до сих пор не уходят из моды. К примеру, недавно в одной телевизионной передаче о моде тоже говорили об актуальности платков и шалей. К сожалению, в нашей семье эта традиция не сохранилась. Помню, в глубокой старости бабушка надевала ситцевые платочки, хотя в молодости предпочитала шляпки. Моя мама, да и я тоже, больше склоняемся к шляпкам и береткам.
Мода на головные платки, казалось бы, давно прошла, но, заглянув в бабушкин сундук, можно найти аккуратно сложенные расписные платки и шали, которые часто встречаются в коллекциях современных дизайнеров. Только спустились они с головы на шею в виде невесомых шёлковых шарфов, платков и палантинов.
Интересную онлайн-лекцию на тему “Платки и шали в русском народном костюме” подготовили сотрудники отдела народного искусства Государственного Русского музея. Сеанс видеосвязи прошёл в Межпоселенческой библиотеке. Коллекция платков, шалей и головных покрывал конца XVIII – первой половины XX веков в собрании музея обширна и разнообразна по составу. Она включает в себя около тысячи тканых, набивных, вязаных, вышитых, кружевных предметов, изготовленных из различных материалов на фабриках, городских и монастырских мануфактурах или руками народных мастериц.
Жительницы Выборга узнали, что головные покрывала с древнейших времён были обязательной частью женского костюма. В XVIII-XIX веках шали и фаты, платки и косынки бытовали в крестьянской и купеческой среде в качестве дополнения к головному убору или самостоятельного предмета праздничных и повседневных нарядов. Причём в каждой области России складывались местные, порой весьма необычные способы их ношения. Например, в Нижегородской области тонкие платки завязывались под подбородком, а на спину уходило два угла. В Каргополе (современная Архангельская область) были в моде более тёплые, строгие платки и шали. Вологодские кружевные шали и пелерины отличались тонкостью и рисунком в виде снежинок. До сих пор известны не только в России, но и за её пределами изделия Павловопосадской мануфактуры. В рисунках этих платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие, как птицы и деревья. Позже в орнаменты вписались заимствованные изображения античных ваз и французских букетов, виноградной лозы и вазонов с крупными цветами. Кроме того, в платке всегда присутствовала восточная тема. Вспомнили на лекции и о знаменитых оренбургских пуховых платках: их можно продеть через обручальное кольцо – настолько лёгок и невесом пух, из которого они вяжутся.
Валентина МАКАРОВА, специалист Межпоселенческой библиотеки:
- Моя бабушка дома носила ничем не примечательный белый платок, на улицу или в гости - более яркие, цветастые платки. Были у неё и зимние варианты - тёплые пуховые шали, которые покрывали голову поверх хлопкового платочка. Кстати, и на молодых фотографиях бабушка тоже в платочках. Мне платков носить не довелось, но в детстве, когда я болела, мама укутывала меня тёплой шалью.
Валентина ЕГОРОВА, слушательница:
- Я стараюсь не пропускать ни одной лекции Русского музея. Интересно! По-моему, платки в костюме русской женщины были всегда и до сих пор не уходят из моды. К примеру, недавно в одной телевизионной передаче о моде тоже говорили об актуальности платков и шалей. К сожалению, в нашей семье эта традиция не сохранилась. Помню, в глубокой старости бабушка надевала ситцевые платочки, хотя в молодости предпочитала шляпки. Моя мама, да и я тоже, больше склоняемся к шляпкам и береткам.
Мода на головные платки, казалось бы, давно прошла, но, заглянув в бабушкин сундук, можно найти аккуратно сложенные расписные платки и шали, которые часто встречаются в коллекциях современных дизайнеров. Только спустились они с головы на шею в виде невесомых шёлковых шарфов, платков и палантинов.
Читайте также
-
В Выборге отметили 80-летие начала работы городской библиотеки
-
Сегодня в Выборге вспоминали парад на столичной Красной площади и говорили о военной авиации
-
В Правительстве Ленобласти награждали сотрудников МВД
-
В Выборгском районе привлекли хозяина за нарушение правил выгула собаки
-
Урок с Главой
-
Кожа, дизайн и фантазия