ОРГАН “ДРУЖИТ” И С ДЖАЗОМ, И С РОКОМ

ОРГАН “ДРУЖИТ”  И С ДЖАЗОМ, И С РОКОМ
504
ОРГАН “ДРУЖИТ” И С ДЖАЗОМ, И С РОКОМ

Как известно, единственный на сегодня выборгский орган был подарен евангелическо-лютеранскому приходу св. Петра и Павла в 1997 году приходом Кафедрального собора г. Миккели и объединением лютеранских приходов  Лаппеенранты. Но мало кто знает о том, что этот, по отзывам многих, замечательный инструмент вошёл в энциклопедию “Органы России”. 

Энциклопедию составила профессор Московской консерватории, преподаватель-музыковед, органистка Евгения КРИВИЦКАЯ. (Кстати, недавно она приезжала в Выборг.) В рамках VIII музыкально-поэтического фестиваля “В сторону Выборга” Евгения Кривицкая и виолончелист Рустам КОМАЧКОВ дали концерт в соборе. Евгения так отозвалась о нашем органе:

- Он очень хорошо звучит и наполняет помещение собора. Здесь можно исполнять самые разные произведения: и старинную музыку, и романтику, и даже  переложение прелюдии Рахманинова в нашем концерте прозвучало достойно. Отмечу также, что нам с Рустамом было очень комфортно: здесь тонко чувствующая, благодарная публика. 

Фестивали и различные культурные программы, которые проводятся на выборгской земле, привлекают внимание к этому городу на всероссийском и международном уровнях. У вас собираются известные исполнители, в том числе и мировые звёзды. Это выводит город на новую орбиту. А для самих горожан такие программы дают возможность вживую послушать своих современников, причём одних из лучших. Говорю это как музыкальный критик.

- Евгения, а мы с вами, оказывается, в некотором роде коллеги: помимо всего прочего, вы активно занимаетесь музыкальной журналистикой.

- Для меня журналистика – ещё один способ публичного высказывания и самовыражения. Это очень мощный “инструмент”: ведь когда ты выходишь играть в концертный зал, твоя аудитория довольно мала: сто, тысяча слушателей. А если ты пишешь статью, охват может быть многомиллионным –  совсем  другие перспективы. 

- Вы ведёте сразу несколько проектов, один из которых – журнал “Орган”, издающийся уже шесть лет.

- Он эксклюзивен и пока единственный в России. Люди любят органную музыку, рвутся на концерты, но специализированного издания раньше не было. Мы стараемся по возможности собрать информацию по стране и отчасти за рубежом о том, как протекает наша органная жизнь. Как происходит образовательный процесс, где какие фестивали и конкурсы.  Петербург и его окрестности всегда представлены в журнале очень широко.

- Вы не боитесь экспериментировать, вносить в свои программы необычные, неожиданные вещи. 

- Мне интересно придумывать “синтетические” формы, которые выходят за рамки обычного концерта, хотя и не становятся отдельным драматическим спектаклем. Рождается композиция с элементами драматической игры, чтением стихов. Сюжет объединяет музыкальную и литературную части. Если есть возможность, всё это оформляется световой партитурой, видеорядом.

Одна из таких программ – “Лики Шекспира”, где по ходу действия произносятся короткие монологи, проходит некое дефиле самых знаменитых шекспировских героев  – Гамлета, Ромео, Просперо, Фальстафа... И, безусловно, звучит английская музыка, начиная от елизаветинских времён и заканчивая хитом “A Time For Us” Нино Рота (саундтрек к кинофильму Франко Дзеффирелли “Ромео и Джульетта”, 1968). Эта мелодия  под аккомпанемент гобоя и органа звучит просто потрясающе...

- А вы могли бы сыграть, скажем, с представителями  стиля этно, фольклора?

- Соединить эти жанры можно. Нужно, чтобы люди встретились. Орган – король инструментов, вбирающий в себя многие миры: и симфонического оркестра, и оперы. В органе есть тембры, связанные со старинными инструментами, которые сейчас мы воспринимаем как фольклорные – крумхорн, бомбарда. Эти названия даже встречаются в регистрах органа. То есть, орган – “слиток” разных культур, эпох, стилей. Для реализации такой творческой идеи нужна площадка с органом, вокруг которого можно выстраивать и джазовые композиции, и роковые (мне, к примеру, однажды довелось сыграть музыку аргентинского композитора Астора Пьяццоллы с рок-группой; я не поклонница рока, но опыт получился интересный). Здесь важны профессионализм исполнения и честность перед публикой за то, что мы предлагаем.

 

Читайте также