ОДИН ВЕЧЕР С ВАСИЛИЕМ ШУШКИНЫМ И ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВЫМ
- Я не люблю самодеятельность за неряшливость, за необязательность. Продукт должен быть хорошего качества. Нужно всё оттачивать, оттачивать, оттачивать. Я же инженер, чёрт возьми. Во мне это сидит.
Из-за шукшинского Стёпки проступает настоящий Владимир БОРИСОВ - советский механик-конструктор, трудовая жизнь которого прошла в СКТБ ГАЛС. Оторвавшись от кульмана, он спешил в цех, чтобы проследить за изготовлением своих грузоподъёмных механизмов, где, по уши в машинном масле, сам же их и испытывал.
По специальности сейчас он не работает – уже 12 лет его кормят выступления в арт-кафе "Подвалъ Бродячей собаки". Там у Борисова две авторские программы: "Пять рассказов Шукшина" и "Вот ведь не поверишь". Рассказ "Стёпка", который Борисов на днях читал в библиотеке Алвара Аалто, входит во вторую программу, наряду с произведениями Василия Белова, Бориса Шергина, Миха-ила Зощенко.
25 июля Василию Шукшину исполнилось бы 85. Это и подвигло Владимира Борисова и сотрудников библиотеки организовать в день закрытия "Окна в Европу" вечер памяти Василия Шукшина. Надо сказать, что в лекционном зале среди местной публики обнаружился и один гость фестиваля – декан режиссёрского факультета ВГИК Олег ШУХЕР. В своё время он изучал творчество Шукшина и, по его словам, увидев объявление о вечере, не мог не прийти. Москвич пригласил Борисова принять участие в памятных событиях, которые будут проходить в Москве 2 октября, в день смерти Шукшина.
Эти двое сразу нашли общий язык, потому что оба не согласны с современной театральной трактовкой творчества Шукшина.
- Откровенно шутливых рассказов у Шукшина наберётся штук пять, - взволнованно говорил Борисов. - И даже в них - серьёзная подоплека. Ведь то, что под влиянием городской жизни природная порядочность деревенского человека начинает рушиться, для Шукшина было болью. И уплощать, и упрощать это до уровня хохота – пошлость.
Когда-то в Выборге существовало два народных драматических театра – театр Советской Армии при Доме офицеров и городской при Доме культуры, которым руководил Борис Фурнэ. К Фурнэ-то и пришёл Борисов в 1974 году, приехав в Выборг. К тому времени у него уже имелся актёрский опыт.
-На первом курсе Омского политеха меня ребята притащили в городской молодёжный театр миниатюр. Все его актёры и режиссеры были выходцами из политеха, а актрисы – из педагогического. Отношение к делу было очень серьёзное. Например, у нас регулярно проходили актёрские тренинги. Поэтому когда мы с женой посмотрели постановку Фурнэ "Старый Новый год", я сразу решил, что пойду к нему: и уровень актёрской работы, и выбор материала меня устраивают.
Несмотря на это, сосуществовали мы напряжённо, разругивались "в дым". Иногда я уходил. Мне всё хотелось, чтобы к работе все относились серьёзно – и режиссёр, и актёры. Однажды Борис Петрович вообще меня выгнал, но через какое-то время мы снова встретились и уже работали над моноспектаклями. Так появились "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость", и чисто чтецкие программы.
"Ну что ты хочешь? - объяснял Борис. - Люди, бывает, приходят ко мне после ночной". Потом-то я разобрался в его методе. Он брал людей отовсюду. Бывали актёры лишь на один спектакль: увидит что-то в человеке – и пригласит в постановку. У него в коллективе мне посчастливилось дружить и работать с прекрасными людьми и талантливыми актёрами. Я вам назову четыре главных имени. Это Ваня Воронов, Юра Образцов (Образцов и Фурнэ друзьями были, горячими друзьями, они и умерли-то друг за другом), архитектор Борис Иваныч Соболев и конструктор Олег Палыч Бауман. Фурнэ умер 10 лет назад, и с тех пор я в такой тоске, не могу ни с кем сойтись. Я бы очень хотел пойти играть в коллектив. Но гнусь уже плохо.
Похоже, Борисову по жизни везёт на встречи. Когда-то он разместил в нашей газете объявление о наборе в театральный кружок: хотел заниматься с мальчишками актёрским мастерством. Один из его учеников после школы действительно поступил - сначала в Санкт-Петербургский институт культуры им. Крупской, а затем - в Щепкинское и впоследствии организовал содружество актёров и музыкантов "Золотой лев". Это, как вы догадались, был Сергей ФЕДОТОВ. Он-то и порекомендовал 12 лет назад Склярскому, тогдашнему владельцу "Бродячей собаки", своего учителя. Борисов сделал программу "Пять рассказов Шукшина" и отработал первые спектакли с преподавателем Выборгской ДМШ № 2 Владимиром ПОЧЕГАЙЛО. Но, к сожалению, совместить графики было невозможно: у Почегайло свой коллектив "Русские узоры", и, конечно, приоритет для него там. В моноспектаклях Борисова музыка вплетена в мизансцены, от неё зависит всё впечатление. Поэтому для него так важно было найти настоящего профессионала. И тут опять помог случай. Одна из посетительниц "Бродячей собаки" дала Борисову номер его теперешнего партнёра по спектаклю Владимира ОРЛОВА.
- Володя был тогда старшим преподавателем в Санкт-Петербургской консерватории. Сейчас он уже доцент. "Мне понравилось, - говорит Орлов, посмотрев мой спектакль, - но я вне вашей концепции". Он раскрывает футляр и достаёт… аккордеон. Шукшин и аккордеон? "А на баяне вы можете?" - "Нет, я аккордеонист". Я со многими тогда посоветовался, в том числе и с Сашей Карцевым – это известный питерский любитель Шукшина, его знаток и собиратель. Послушав, Карцев сказал: "А может, он у него трофейный, "Вельтмастер"?.. Сейчас у меня два партнёра по спектаклю - Орлов и его студент Александр КОЛОМИЙЦЕВ. Коломийцев - уникум! К своим 22 годам он уже получил четыре высших приза по классическому аккордеону.
На моей ленинградской афише стоит: режиссёр Борис Фурнэ. Я поставил эту строчку в память о Боре, потому что он в меня поверил. 15 лет назад читать было негде. Но Фурнэ несколько раз устраивал мне такую возможность. А потом я начитал на кассету шукшинские рассказы и отправил Василию Белову в Вологду. Они с Шукшиным были друзьями и очень хорошо понимали друг друга, болели одним и тем же. Хотелось просто услышать его мнение. Я храню его ответ: "Дорогой Владимир Николаевич! Прослушал первый рассказ – выключил. Не могу слушать ваш голос. Он похож на голос Шукшина, будто Макарыч воскрес и говорит со мной… Читаете вы великолепно". Меня это здорово ободрило
.
И тут Борисов спохватывается: "Говорить о Шукшине я могу бесконечно, а там люди меня ждут, ёлки-палки, им библиотеку закрывать надо". И он, сокрушённо вздыхая, убегает…
Из-за шукшинского Стёпки проступает настоящий Владимир БОРИСОВ - советский механик-конструктор, трудовая жизнь которого прошла в СКТБ ГАЛС. Оторвавшись от кульмана, он спешил в цех, чтобы проследить за изготовлением своих грузоподъёмных механизмов, где, по уши в машинном масле, сам же их и испытывал.
По специальности сейчас он не работает – уже 12 лет его кормят выступления в арт-кафе "Подвалъ Бродячей собаки". Там у Борисова две авторские программы: "Пять рассказов Шукшина" и "Вот ведь не поверишь". Рассказ "Стёпка", который Борисов на днях читал в библиотеке Алвара Аалто, входит во вторую программу, наряду с произведениями Василия Белова, Бориса Шергина, Миха-ила Зощенко.
25 июля Василию Шукшину исполнилось бы 85. Это и подвигло Владимира Борисова и сотрудников библиотеки организовать в день закрытия "Окна в Европу" вечер памяти Василия Шукшина. Надо сказать, что в лекционном зале среди местной публики обнаружился и один гость фестиваля – декан режиссёрского факультета ВГИК Олег ШУХЕР. В своё время он изучал творчество Шукшина и, по его словам, увидев объявление о вечере, не мог не прийти. Москвич пригласил Борисова принять участие в памятных событиях, которые будут проходить в Москве 2 октября, в день смерти Шукшина.
Эти двое сразу нашли общий язык, потому что оба не согласны с современной театральной трактовкой творчества Шукшина.
- Откровенно шутливых рассказов у Шукшина наберётся штук пять, - взволнованно говорил Борисов. - И даже в них - серьёзная подоплека. Ведь то, что под влиянием городской жизни природная порядочность деревенского человека начинает рушиться, для Шукшина было болью. И уплощать, и упрощать это до уровня хохота – пошлость.
Когда-то в Выборге существовало два народных драматических театра – театр Советской Армии при Доме офицеров и городской при Доме культуры, которым руководил Борис Фурнэ. К Фурнэ-то и пришёл Борисов в 1974 году, приехав в Выборг. К тому времени у него уже имелся актёрский опыт.
-На первом курсе Омского политеха меня ребята притащили в городской молодёжный театр миниатюр. Все его актёры и режиссеры были выходцами из политеха, а актрисы – из педагогического. Отношение к делу было очень серьёзное. Например, у нас регулярно проходили актёрские тренинги. Поэтому когда мы с женой посмотрели постановку Фурнэ "Старый Новый год", я сразу решил, что пойду к нему: и уровень актёрской работы, и выбор материала меня устраивают.
Несмотря на это, сосуществовали мы напряжённо, разругивались "в дым". Иногда я уходил. Мне всё хотелось, чтобы к работе все относились серьёзно – и режиссёр, и актёры. Однажды Борис Петрович вообще меня выгнал, но через какое-то время мы снова встретились и уже работали над моноспектаклями. Так появились "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость", и чисто чтецкие программы.
"Ну что ты хочешь? - объяснял Борис. - Люди, бывает, приходят ко мне после ночной". Потом-то я разобрался в его методе. Он брал людей отовсюду. Бывали актёры лишь на один спектакль: увидит что-то в человеке – и пригласит в постановку. У него в коллективе мне посчастливилось дружить и работать с прекрасными людьми и талантливыми актёрами. Я вам назову четыре главных имени. Это Ваня Воронов, Юра Образцов (Образцов и Фурнэ друзьями были, горячими друзьями, они и умерли-то друг за другом), архитектор Борис Иваныч Соболев и конструктор Олег Палыч Бауман. Фурнэ умер 10 лет назад, и с тех пор я в такой тоске, не могу ни с кем сойтись. Я бы очень хотел пойти играть в коллектив. Но гнусь уже плохо.
Похоже, Борисову по жизни везёт на встречи. Когда-то он разместил в нашей газете объявление о наборе в театральный кружок: хотел заниматься с мальчишками актёрским мастерством. Один из его учеников после школы действительно поступил - сначала в Санкт-Петербургский институт культуры им. Крупской, а затем - в Щепкинское и впоследствии организовал содружество актёров и музыкантов "Золотой лев". Это, как вы догадались, был Сергей ФЕДОТОВ. Он-то и порекомендовал 12 лет назад Склярскому, тогдашнему владельцу "Бродячей собаки", своего учителя. Борисов сделал программу "Пять рассказов Шукшина" и отработал первые спектакли с преподавателем Выборгской ДМШ № 2 Владимиром ПОЧЕГАЙЛО. Но, к сожалению, совместить графики было невозможно: у Почегайло свой коллектив "Русские узоры", и, конечно, приоритет для него там. В моноспектаклях Борисова музыка вплетена в мизансцены, от неё зависит всё впечатление. Поэтому для него так важно было найти настоящего профессионала. И тут опять помог случай. Одна из посетительниц "Бродячей собаки" дала Борисову номер его теперешнего партнёра по спектаклю Владимира ОРЛОВА.
- Володя был тогда старшим преподавателем в Санкт-Петербургской консерватории. Сейчас он уже доцент. "Мне понравилось, - говорит Орлов, посмотрев мой спектакль, - но я вне вашей концепции". Он раскрывает футляр и достаёт… аккордеон. Шукшин и аккордеон? "А на баяне вы можете?" - "Нет, я аккордеонист". Я со многими тогда посоветовался, в том числе и с Сашей Карцевым – это известный питерский любитель Шукшина, его знаток и собиратель. Послушав, Карцев сказал: "А может, он у него трофейный, "Вельтмастер"?.. Сейчас у меня два партнёра по спектаклю - Орлов и его студент Александр КОЛОМИЙЦЕВ. Коломийцев - уникум! К своим 22 годам он уже получил четыре высших приза по классическому аккордеону.
На моей ленинградской афише стоит: режиссёр Борис Фурнэ. Я поставил эту строчку в память о Боре, потому что он в меня поверил. 15 лет назад читать было негде. Но Фурнэ несколько раз устраивал мне такую возможность. А потом я начитал на кассету шукшинские рассказы и отправил Василию Белову в Вологду. Они с Шукшиным были друзьями и очень хорошо понимали друг друга, болели одним и тем же. Хотелось просто услышать его мнение. Я храню его ответ: "Дорогой Владимир Николаевич! Прослушал первый рассказ – выключил. Не могу слушать ваш голос. Он похож на голос Шукшина, будто Макарыч воскрес и говорит со мной… Читаете вы великолепно". Меня это здорово ободрило
.
И тут Борисов спохватывается: "Говорить о Шукшине я могу бесконечно, а там люди меня ждут, ёлки-палки, им библиотеку закрывать надо". И он, сокрушённо вздыхая, убегает…