Путешествие из Петербурга в Рускеалу

925
Подсветка каньона включается в 16 часов и буквально завораживает

С началом регулярного сообщения электропоездами «Ласточка» по маршруту от Санкт-Петербурга по станции Маткаселькя (Республика Карелия) через Выборг, Каменногорск и Сортавалу тысячи людей посетили заброшенные мраморные каньоны; среди них и я. Теперь сюда можно доехать за 4,5 часа в относительно комфортных условиях, против 7-8 часов в один конец следования на автобусе. Познакомлю вас со свежими впечатлениями от увиденного.

Особенности пути

Рускеала начинается со станции Маткаселькя. На станциях в Элисенваара, Сортавала, Маткаселькя по ходу движения поезда и к его прибытию подтягиваются пограничники, они выборочно проверяют документы у выходящих из поезда. На всей территории действует режим пограничной зоны, и туристы должны обозначить свои намерения, а местные жители и командировочные иметь индивидуальный пропуск. Пограничный наряд есть даже в самом горном парке. Электропоезд «Ласточка» был полностью загружен от Санкт-Петербурга, оставались свободными только места для людей с ограниченными возможностями здоровья, билеты на которые нельзя приобрести без соответствующей справки. Большая часть пассажиров, нагруженная вещами, предпочла покинуть поезд в Сортавала.

От железнодорожной станции Маткаселькя до горного парка и поселка Рускеала в оба конца организована доставка туристов на комфортабельном автобусе. Его организаторы привлекли из Санкт-Петербурга. Персонал довольно коммуникабельный, благодаря этому удалось вникнуть в организационные секреты и теперь обратить на них ваше внимание. Я был неприятно удивлен, что при посадке в автобус «сопровождающая» уже знала «туристов» с поезда по фамилиям и количеству: «Сегодня у нас будет мало народу, всего 17 человек». Какова законность передачи заинтересованным лицам такой информации со стороны РЖД - пока не ясно.

При выезде с железнодорожной станции в направлении горного парка обязательный контроль паспортов на пограничном посту. Пограничников было неожиданно много. Меня почему-то не проверили. Впрочем, туристов пока пропускают беспрепятственно. По узким, кривым и заснеженным дорогам, где с трудом разъезжаются зимой два автомобиля, автобус движется осторожно, с низкой скоростью, и доставляет нашу группу в горный парк за 25 минут.

Экономическая целесообразность

Не забудем, что культуру трудно измерять материальным, и результат окультуривания для граждан часто инертен. Тем не менее, и тут нельзя скрыться от печальной действительности: информирование о туристических услугах начинается уже в автобусе. Подземная экскурсия уменьшит содержимое вашего бумажника на 1000 рублей за человека, наземная по периметру мраморного каньона стоит «всего» 1400 рублей для группы из 4 человек. За каждую экскурсию, включая и водопады, отдельная плата. В офисе, в многочисленных кассах, везде по 1-2 человека, в подземелье вместе с мужчинами экскурсоводами, которых на каждую экскурсию привлекают по два – один рассказывает, другой замыкает группу, видимо, в целях безопасности, я насчитал 22 человека, к ним надо еще прибавить 12 охранников, контролирующих порядок в горном парке и проверяющих билеты на маршрутах. И это количество сотрудников задействовано единовременно – без учета смены. Примерный подсчет сделан без учета работников инфраструктуры – двух точек аттракциона на канатной дороге, кафе, сувенирных магазинов, сферы обслуживания и др. деятелей. Очевидно, затраты на такое «присутствие» представителей организатора чем-то обоснованы. Хотя лично мне они показались избыточны. Таким образом, если захотеть отсмотреть «все», что предлагают зимой организаторы горного парка туристам, и не отказывать себе в еде, то надо привезти сюда на 1 день без размещения на ночь, на одного человека примерно 10 000 рублей. Выводы от такой экономии и рентабельности делайте сами. На территории горного парка действует российское законодательство, поэтому определен и опубликован на информационных стендах и – частично на сайте Рускеала – перечень лиц, имеющих право посещения мероприятий со скидкой или бесплатно. Надо сказать, в правовом поле я воспользовался этой возможностью по категории «ветеран боевых действий» и почти везде, кроме трансфера на водопады реки Тохмайоки – на том же автобусе, имел бесплатный билет. Однако почти все туристы, прибывшие со мной из Петербурга в этот день, оплатили организаторам свое «окультуривание» по полной программе. Однако, закончив с фактическим и необходимым по журналистскому долгу добывания, оценки и трансляции проверенной информации, перейдем теперь к более приятному повествованию и впечатлениям.

 «Горный парк» сегодня

Яркое и удивительное место Северного Приладожья, единственный в своем роде комплексный памятник природы и истории горного дела включает в свой состав Итальянский карьер, Большой Мраморный каньон, Озеро Монферрана – оба с прокатом лодок, Белую гору, где в наши дни ведется изготовление сувениров из мрамора и комплекс невысоких, но красивых водопадов с подвесными мостиками на незамерзающей реке Тохмайоки. Особые и незабываемые места, которые рекомендую посетить – это старая «вертикальная шахта №2», красивейший грот, Утес Екатерины, Утес Импи. Все места оборудованы обзорными площадками. Круглогодично открыт аттракцион «Полет над каньоном» - канатная дорога над Мраморным каньоном, надолго остается в памяти. В парке развита инфраструктура питания (готовят вкусный карельский рыбный суп), торговли сувенирами, есть даже камеры хранения, бесплатные туалеты и детские площадки, почтовое отделение.

В парке развита инфраструктура, есть даже почта

Часто в парке встречаются таблички с перечеркнутым знаком дымящейся сигареты. Оказывается, курить здесь не рекомендуется, а спиртные напитки, даже слабоалкогольные, не продаются; это обоснованная позиция организаторов и администрации горного парка. Постоянно действуют три экскурсионных маршрута: «Мраморный каньон» протяженностью 1,3 км с обозрением красот Рускеала сверху, «Подземная Рускеала» с проходом в 850-метровую пещеру, где есть сталактиты, музыка и подсветка, и «Дорогой горных мастеров».

Общая подсветка каньона и дорожек парка включается в 16 часов и буквально завораживает. Подсвечивают даже деревья.

Приходит впечатление, что один раз сюда можно приехать, и дело того, безусловно, стоит, хотя дважды повторять впечатления за короткий срок времени уже избыточно. Особого внимания достойны шахты, грот, штольни с выходом на поверхность.

В теплое время года, летом, экскурсия «Подземная Рускеала» заканчивается выходом из штольни на озеро, и продолжается на лодках. Зимой туристы как наверху каньона, так и под землей следуют по одному, кольцевому маршруту. Под землей очень красиво. В целях обеспечения мер безопасности всем, взрослым и детям, выдают каски. Эта мера оправдана: при росте 183 см я шесть раз за 850 метров в мраморной скале довольно сильно «чиркнул» каской о горную породу, нависающую повсюду сверху.

Экскурсовод рассказывает довольно интересно: температура под землей поддерживается постоянно, сталактиты и сталагмиты образуются повсеместно, на подземных горных озерах вода превращается в лед только в середине декабря, а лед уходит в середине июля. С июля до декабря – с учетом именно такой инерции накапливания и отдачи камнем тепла, здесь можно кататься на лодках с выходом на поверхность Мраморного каньона; лодки припаркованы здесь же – под землей. В конце рассказа экскурсовод громко объявляет: а теперь каждый может взять себе на память кусочек мрамора абсолютно бесплатно. И тут в пещере начинается столпотворение. Но поскольку мрамор руками от стенок штольни не отодрать, люди собирают осколки камня под ногами. Иногда берут не мрамор, а кусочки бетона от проходной дорожки. Ну и что? Потом, на свету, разберутся. Именно поэтому там так чисто. Возможно, сотрудник парка использует этот клич для выполнения определенной задачи, и у него получается.

Несмотря на то, что официальный доступ в подземелье ограничен и закрывается на замок, круглый год сверху в подземелья несанкционированно проникают альпинисты и иные деятели, некоторые привозят с собой локальное освещение и катаются на льду под землей на коньках. Пожалуй, и я способен понять и такой экстрим, и такие меры безопасности.

Кроме горизонтальных штолен заслуживает внимание вертикальная шахта. Это горная выработка глубиной около 55 метров.  Всего было три шахты, где подземным способом добывали кальцитовый мрамор. Сохранилась только шахта №2, которая был пройдена финскими горняками в ХIХ веке для добычи камня подземным способом. Необходимость пробивки штолен и устройства подземных выработок связана с тем, что наиболее богатая кальцитом порода залегает не сплошным массивом, а сравнительно тонкими пластами. На разной высоте в этой шахте устроены две штольни, которые на профессиональном языке называют «горизонтами». В декабре 1939 года «штольня второго горизонта» использовалась в качестве бомбоубежища – об этом сохранились воспоминания очевидцев и фотодокументы. Здесь были устроены лавки, освещение с помощью керосиновых ламп, пункт-склад питания. Специальных холодильников для продуктов не требовалось не потому, что была зима, а в связи постоянной температурой внутри шахты +4 градуса Цельсия. Такая температура в штольнях и сегодня поддерживается природой круглый год. Длина штольни второго горизонта 65 метров. Проходка проведена в 1930-е годы для транспортировки вагонеток и передвижении рабочих в шахте. В этой роли бесплатно каждый может себя испытать. Спасибо за это горному парку.

Мускульной силой можно сдвинуть только две пустые вагонетки

На территории уникального в Европе, единственного в России и первого в Карелии горного парка Рускеала к северо-востоку от Большого мраморного каньона находится рекреационная зона бывшего завода по производству извести. Сегодня эти разрушенные корпуса и трубы производят поистине тягостное впечатление. Территория огорожена и никак не обозначена для туристов на карте горного парка. Однако, находится в шаговой доступности и подход для фотографирования относительно безопасен, о чем свидетельствует протоптанная сюда дорожка любопытных туристов.

Выводы

Из проанализированного и актуального опыта непонятно пока – насколько открытый железнодорожный маршрут приведет именно к достижению культурных целей посещения горного парка туристами из Финляндии, Выборга и Санкт-Петербурга, которых здесь ожидают и призывают в анонсах СМИ. Однако, перегон Выборг – Сортавала и особенно Санкт-Петербург – Сортавала теперь вполне охвачен пассажирским потоком, и, надо полагать, вполне рентабелен для РЖД. Была бы возможность, а пользоваться ею или нет – право гражданина. Несмотря на некоторые особенности, отраженные в статье, открытие здесь комфортабельного и регулярного железнодорожного сообщения из Санкт-Петербурга и Выборга весьма полезная инициатива, хотя бы как вариативная и конкурентная возможность туристического окультуривания граждан посредством автобусного трансфера.

Специально для газеты «Выборг» Андрей КАШКАРОВ

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев