Проект «Острова памяти»: Энтузиастов поддерживает Русское географическое общество и Поисковое движение России

В Выборге прошла итоговая конференция по результатам реализации проекта «Острова Памяти. Интерактивная выставка». Дата проведения выпала на дни, когда страна отмечала 80-летие прорыва блокады и 79-летие полного освобождения Ленинграда от вражеской осады.

Участники конференции, собравшиеся в недавно открытом для посещения новом выставочном пространстве – Розовой казарме бывшего учебного городка на Крепостной, 26, присоединились также и к Всероссийскому уроку памяти «Блокадный хлеб».

Анализ и планирование

Напомним, что бóльшую часть экспозиции составляют материалы, собранные в экспедиции на остров Соммерс. Энтузиасты и поисковики около месяца работали на этом скалистом клочке суши размером всего 950х450 метров, где в июле 1942-го разворачивалась короткая и гибельная для наших десантников операция.

Как подчёркивает один из руководителей проекта, представитель Северо-Западного Федерального округа в Координационном совете поискового движения России Илья ДЮРИНСКИЙ, участников экспедиций на внешние острова Финского залива (Гогланд, Соммерс, территориально находящиеся в границах Выборгского района) с 2014-го года поддерживает Русское географическое общество:

– Наша основная задача – увековечение памяти погибших защитников Отечества. Возможно, в дальнейшем акцент сместится не только на историю островов, но и на создание военно-мемориальных зон и возможностей для военно-исторического туризма. Помимо этого, мы планируем затронуть в своих экспедициях и экологию. Наши острова прекрасны, но в послевоенные годы оказались замусорены. С этим наша команда собирается разобраться.

В составе поискового объединения «Северо-Запад», по словам Дюринского, более двухсот поисковиков. Костяк – около тридцати самых активных. Они же участвовали в экспедиции на Соммерс, так что конференция для них – отчетно-просветительская.

На следующем этапе работы планируется создание экспозиции, посвящённой истории поискового движения в России. Место для неё находится в соседнем помещении. Пока здесь ещё необходимо провести субботник, возможно, не один.

По плану, утверждённому министерством обороны, в июне должна состояться очередная экспедиция на остров Соммерс. Мы установим памятник, работа по созданию которого уже началась. В августе нас ждёт остров Гогланд. Будем продолжать искать захоронения и устанавливать памятные таблички.

Помимо главной темы

Один из участников конференции, активный участник экспедиции, автор многих просветительских и воспитательно-патриотических проектов Артём ПАСТУХОВ вышел к товарищам в образе лейтенанта интендантской службы. И не случайно:

Мой прадед Николай Борисович Пастухов, старший лейтенант интендантской службы, сражался под Ленинградом, был контужен. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Воевал в составе Гвардейского миномётного подразделения, когда «катюши» ещё были стационарными.

Артём Пастухов представил в ходе конференции свою выставку «Машины. Дороги. Жизни». На ней представлено десять масштабных (1:43) моделей автомобильной и тракторной техники, работавшей на легендарной трассе.

В название вложен глубокий смысл: это и машины, перевозившие грузы, продукты и людей, и дороги, которые связывали осаждённый Ленинград с Большой землёй, и жизни ленинградцев, водителей, учёных, помогавших преодолевать такие трудности, как, к примеру, разрушение льда.

Напомним, что Артём уже представлял свои модели в выставочном зале «Выборг – город воинской славы» год назад. А в 2020-м передал в ВЗ модель прогибографа, в короткие сроки изобретённого ленинградскими учёными для измерения характеристик ладожского льда. Это позволило наладить ледовую трассу и минимизировать случаи ухода машин под лёд, разрушающийся в результате резонансных колебаний.

Здесь можно видеть модель пятитонного грузовика ЯК-6, – продолжает Артём Пастухов. – О нём мало кто знает, все считают, что по льду Ладоги ездили только «полуторки». Но на так называемой угольной трассе применялись именно такие тяжеловесы. ЗИС-5 – это трёхтонка. Применялись и трактора, которые вытягивали застрявшие машины, расчищали трассу. По «Дороге жизни» транспортировались и танки КВ, весившие до 50 тонн. Для снижения нагрузки на лёд они тянули свою башню за собой на санях. Иногда случалось так, что буксирный трос обрывался, башня оставалась на льду, и за ней отправлялся трактор «Сталинец».

Экспонаты на нижней полке витрины относятся к «Островам памяти», поясняет Артём. Деталь автомобиля «Форд» была обнаружена на Гогланде. Есть модели тракторов, применявшихся советским гарнизоном, а позже и финским.

Участниками конференции стали активисты экспедиции

Вести с информационных полей

Вызывают любопытство несколько моментов из прошлогодней экспедиции на Соммерс, о которых поведал Артём Пастухов. Так через соцсети к поисковикам обратился бывший военнослужащий по призыву Юрий СОРВАНОВ, который в 1986-м году проходил на Соммерсе срочную службу. Он увидел в материалах экспедиции рассказ о том, что поисковики обнаружили «именную» пряжку от солдатского ремня и автограф на камнях (надпись на пряжке гласила «Онуфрей В.Л.», «наскальная» – «Онуфрий ДМБ 1986») и попросил отыскать и свой автограф.

Дело в том, что надпись была сделана не собственноручно Сорвановым, а его товарищами по просьбе Юрия, когда сам он уже демобилизовался. Поэтому он и не смог указать следопытам, в каком уголке скалистого клочка суши следует искать. Артём с товарищами «перелопатил» все снимки, сделанные на Соммерсе (а во время экспедиции они постарались отснять каждый уголок). В итоге искомый «образец наскальной живописи» был-таки обнаружен.

Историю «Островов памяти» надо знать

До некоторых пор об этой важной странице военной истории Карельского перешейка и Выборгского района особенно не говорили. Как однажды признался один из специалистов архивного поиска и подвижник восстановления белых пятен военной истории Владимир БЫКАЧЕВ, к истории сражения за остров Соммерс его привело письмо с просьбой помочь найти место гибели солдата, пропавшего без вести. Была известна дата гибели – 8 июля 1942-го года, и предполагаемое место – «Карело-Финская АССР, о. Соммерс».

Запрос пришёл в октябре 2020-го, – вспоминает Владимир Быкачев. – Разыскивался краснофлотец Михаил Михайлович Коваленко 1918-го года рождения.

Первой реакцией была мысль, что это ошибка, ведь общеизвестно, что последние действующие части с Карельского перешейка были эвакуированы морем из Койвисто в конце августа 1941-го. Затем всё же было решено проверить. И изучение открытых источников и электронных архивов показало, что в одном списке с Коваленко находятся ещё несколько сот имён погибших краснофлотцев островного укрепрайона военно-морской базы Краснознамённого Балтийского флота.

Так появился список из 234 имён десантников и моряков, погибших при штурме или утонувших в ходе сражения в водах Финского залива. Выяснилось также, что 100 воинов попали в плен и содержались в средней Финляндии. Владимир Быкачев уточняет, что из них только 4 человека не дожили до послевоенного обмена пленными.

За время работы с документами, как рассказывает Владимир Николаевич, произошёл примечательный случай: на верхней полке книжного шкафа в кабинете взгляд случайно остановился на книге в зелёном переплёте с названием «Остров Соммерс». Говорит: потом вспомнил, что два года назад книгу подарил ему сын. Видимо, заняться этой историей было предначертано…

Поездки на остров становятся популярны

Уже по возвращении участники экспедиции выяснили, что Соммерс довольно активно посещается. В сети встретилось видео с экскурсией по Соммерсу. Путешественники, интересующиеся военной историей, приплыли сюда, осмотрели всё и засняли, попутно комментируя увиденное для таких же «катерников». Так поисковики называют любителей морских путешествий, заходящих к военно-мемориальным объектам на островах. Некоторые из «катерников» уже побывали и на выставке «Острова памяти».

Елена СТЕПАНОВА

 

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также