Из Выборга в Муром. Путешествие с культурным акцентом

Из Выборга в Муром. Путешествие с культурным акцентом
466
Из Выборга в Муром. Путешествие с культурным акцентом

Здесь есть на что посмотреть.

Любезного нашего отечества нельзя вполне понять, не совершая путешествий (чем больше и дальше – тем лучше); в идеале надо объехать Россию всю – от мест проживания эвенков на севере, до Кавказа на юге, и Еврейской автономной области с Дальним Востоком. Кое-какие выводы для наблюдательного человека, выбравшего относительно бюджетное путешествие с дорогой «за одну ночь», напрашиваются сами.

Старинный русский город

Муром – крупный районный центр и железнодорожный узел, расположен он на берегу Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью. Железнодорожная линия направлением на Казань – таков один из способов путешествия выборжца, жаждущего впечатлений, из Выборга через Петербург и Москву. Поезд домчит вас до Мурома за 15 часов, правда остановка в старинном русском городе случится ночью. Сообщение по автодороге придаст поездке камерность и перспективу; отсюда хорошо путешествовать как в сторону Владимира и до Москвы, так и на юг, до Касимова и Рязани, ну, и конечно же, до Нижнего Новгорода на восток. Поэтому Муром я назвал бы отправной точкой развернутого путешествия, и, пожалуй, «базой», где в свое удовольствие можно переночевать, отдохнуть.

Забронировав через интернет-оператора однокомнатную квартиру с обстановкой по цене 900 рублей в сутки, я остался доволен так, что не хотелось отсюда уезжать, и в итоге вместо запланированных трех дней, путешествие по региону растянулось на семь. Есть что осмотреть в самом Муроме, ибо нетленной стариной дышит буквально все – от улиц и храмов, до набережной и парков. Только на центральную «историческую часть» города желательно зарезервировать пару дней, и даже тогда всего объять не суждено. В историческом центре города стоит посетить Троицкий, Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри, а также отдельные храмы, коих тут много.

Улицы чисты, а люди по-своему учтивы

Недалеко от благоустроенной муромской набережной с пляжем высится внушительная фигура Ильи Муромца – защитника земли русской. Пожалуй, это место – эпицентр исторической энергетики, только поздней ночью освобождаемый «паломниками» и влюбленными парами. Набережная в центральной части города отделана не хуже, чем в Сан-Ремо. По Оке развито судоходство, в том числе пассажирское. Тут же, невдалеке от пляжа, облюбовали места рыбаки всех возрастов, при мне мальчишка, сопровождаемый жадным взглядом местной кошки, поймал на удочку средних размеров судака. Тут же собралась толпа советчиков и отчасти критиков, но молодой человек не растерялся и звонко разнообразил обсценной лексикой славный русский язык, сказал – как отрезал, и в переводе для культурных граждан речь его прозвучала так: «мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». Вообще Муром такой город, где я увидел много культурных влюбленных пар, и это очень обрадовало.

Во время моего путешествия стояли тяжелые июльские жары. Изредка над окрестными полями и лесами небо облегчалось косым спорым дождем. От туч тянуло влажным полем цветущего картофеля. На фоне куполов храма Спасо-Преображенского монастыря – древнейшей обители Святой православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра) – и широкой Оки: окрестности, куда хватал взгляд, как будто покрылись лаком: зеленое становилось зеленее, желтое — желтее, черных же оттенков почти не наблюдалось.

Но даже при знойной погоде Муром производит на путешественника физически подбадривающее и нравственно-притупляющее впечатление: улицы чисты и благоустроенны, а люди так нетребовательны, что жизнь кажется особенно легкой. Учтивый таксист довез меня из одного конца города в другой за 16 минут, и любуясь затем видами, открывающимися с «колеса обозрения» в историческом центре Мурома, я вполне прочувствовал радость освобождения от меркантильных дум и новизну, подобную той, что должен испытывать путешественник, открывая новые земли.

В Муроме все спокойно

Городской транспорт, ярко выраженный различными моделями автобусов и такси, работает исправно, хотя, на мой взгляд, и со значительными перерывами; то есть хотелось бы, чтобы автобусы ходили чаще. Ибо можно «засидеться» на остановке общественного транспорта и полчаса, и более.

В социальных автобусах присутствуют кондукторы, деятельность которых, на взгляд выборжца или даже петербуржца, покажется, пожалуй, непривычной. Кондуктор тихо сидит в середине салона автобуса «Скания» (какие из Выборга следуют, к примеру, до Ермилово) и даже, видел лично, вяжет носок. Пассажиры спокойно входят и занимают места в салоне. Никто к ним не бегает за советом и деньгами и не грозит штрафом. При выходе на своей остановке пассажир проходит к дверям мимо кондуктора и выдает за проезд сумму равную 21 рублю, взамен получая билетик. На этом все стороны общественного договора остаются доброжелательны и счастливы. Это составляет восторг всего общества. Я нахожу такие общественные отношения превосходными.

Не раз в продолжение нескольких дней спрашивал себя: я ли сумасшедший, что вижу то, чего другие не видят, или сумасшедшие те, кто допускает в своих краях нормальное доверие между людьми. И ведь прав был Аркадий Райкин: «Культура — внутри человека, а если ее там нет, то никакими билетами в Большой театр или напыщенными разговорами ее не купишь». u

Функционал городского транспорта тоже своеобразный. Автобус как социальный, так и коммерческий, подъезжает к остановке, открывает двери и… стоит не просто полминуты, как у нас бывает, а минут пять, и только потом начинает движение.

Что дополнительно приятно в Муроме, так это люди. Здесь их почти 107 тысяч. Все дело в обаянии, которое либо есть, либо нет, чужого, как говорится, не займешь. Глаза у типичных муромчан той самой неповторимой голубизны, которую оседлала легкая водяная взвесь, бывающая в небе перед бурей; и это запоминается... Послушать разговоры в кафе, в транспорте, так можно утвердиться в уверенности, будто местные жители обманываются в пользу взаимной нежнейшей дружбы. Ведь даже в лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали. А к гостю славного города Мурома, которого видно «за версту» по озирающемуся взору, отношение местных значительно требовательнее: вы, приезжие, думаете, что вы нас удивите и озадачите; но мы и в центральной России знаем твердо порядки и вам еще укажем. Таково сознание милого недостатка, от которого муромчане не могут и не находят нужным исправляться. Полагаю, Россия так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Но что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно согласиться, тем более, когда они в правах хозяев.

О важности новых впечатлений

Желание посетить Муром и другие города матушки России возникло в связи с временно закрытой финской границей. Однако я ни разу не пожалел о новой инициативе внутреннего туризма, ибо она выходит из обычных форм проведения отпускного времени. Одна из социальных угроз для неокрепшей психики в том, что в пандемии некоторые люди видят только драму, привыкают читать экстренные новости, жить то в одном, то в другом кризисе. Лимит внимательности индивидуален, и мы регулярно пополняем мозг событиями, визуальными моделями, новостями. Но если злоупотреблять лимитом, пропадает способность видеть мир свежим взглядом, и дорожить тем, что у нас уже есть. А есть у нас не так уж мало, поэтому путешествие в центральную Россию – на контрасте с привычным препровождением времени – может быть вполне удачным. Особенно если задаться целью возрождения культурных традиций, обновления впечатлений и знаний об истории и особой творческой среды в России.

Так по моим впечатлениям большой контраст наряду с культурным посещением в Выборге Сада скульптур вызывают некоторые малые деревни и поселки. Везде свои особенности. К примеру, в муромских деревнях общественные бани – несомненно центр общения. Женщины приносят сплетни из магазинов и почт, мужики «отрываются» в банях и потом кричат через улицу. Такой колоритный феномен. В ситуации, когда выбор делается без сравнения (не важно с каким знаком сравнение – но знать разные варианты развития необходимо), велика опасность оценочной ошибки. Многие жители муромской глубинки думают так: пусть лучше будет как сейчас, а то, не дай бог, может быть еще хуже. Путешествие по России из Выборга реально помогает лучше узнать настроение людей, народ, что очень важно, а по возвращении объективно оценить собственный дом, любимый город и условия деятельности.

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также