И еще раз о неизвестных солдатах
Здесь похоронены тысячи бойцов...
Сюда, на левый берег Вуоксы, в бывшее местечко Синтола, где на высоте 24 расположена братская могила № 38, нас позвал житель этих мест Сергей ЧЕРНЫШОВ. Здесь, между озёрами Капризное и Мелководное, по официальной информации похоронено две тысячи бойцов, и только 19 имён известны: 15 – по Зимней войне, и 4 – по Великой Отечественной…
– Школьники наводят здесь порядок к 9 Мая. Мы ежегодно приезжаем с семьей и соседями. Прошлым летом сюда перезахоронили останки воинов, погибших на острове Геройский, с чем я категорически не согласен. Если уж берешься делать, то делай так, чтобы не было потом стыдно, – с горечью говорит Сергей Чернышов.
Иногда кажется, что руль приходится удерживать с трудом, джип идет, что называется, со скрипом – такая дорога…. До братского захоронения 16 км от контрольной точки, но преодолеваем их за час. Дорога еще финская: из полотна торчат деревянные дренажные тубы. Раньше они были утоплены до уровня земли, а сама дорога была выложена булыжником и сверху присыпана песком. Но наши лесовозы её разбили. Правда, и сейчас некоторые участки дороги ровные.
По этой дороге можно проехать в заказник и в небольшие поселки Мелководное и Озерское. Неподалеку находится финское кладбище. Могильные камни с него в свое время были разворованы, и родственники упокоенных поставили свои кресты. Они, кстати, приезжают каждый год из Финляндии, чтобы прибрать кладбище.
Проезжаем хутор с фундаментом большого дома, развалины двух скотных дворов.
Чем была знаменита у финнов Синтола? Здесь родился один олимпийский чемпион, шесть чемпионов мира по разным видам спорта, а населения-то было немного, около 600 человек.
Снова скотный двор. Их финны строили двухэтажными, на верхнем хранили корма и через отверстие в потолке ссыпали их вниз. Красносокольский бурелом по обочине: какие-то деревья спилены, но не убраны, какие-то повалены ветром.
Когда я работал в должности председателя комитета по взаимодействию с поселениями в районной администрации, мы к 9 Мая с каждым главой ездили по захоронениям, смотрели, в каком они состоянии. И вот теперь у меня есть задумка создать фонд, чтобы следить за состоянием захоронений, заниматься их реконструкцией. Для этого нужна, конечно, поддержка на областном уровне. Я убежден, что все братские захоронения должны быть зарегистрированы и внесены в федеральный реестр. Стыдно, что мы ухаживаем за ними только один раз в году – 9 Мая. Сергей Чернышов.
В Выборгском районе было около 60, а сейчас около 80 братских захоронений: их количество увеличивается в связи с тем, что обнаруживаются неизвестные, забытые могилы. В Барышево, в Климово, в Гавриловских болотах много солдат полегло. Согласно данным, наши потери только в Зимней войне составили 130 000 человек, но и без вести пропало не меньше…
В соседней Лаппеенранте есть своего рода Стена плача, там написано, где каждый финский солдат погиб, и сколько погибло в конкретно отмеченных местах.
Проезжаем озеро Капризное – красивое, небольшое, но очень глубокое: прямо с берега можно нырять. Говорят, что здесь много земляники. Лягушка шлепает по дороге прямо перед носом нашей машины…
Здесь проходила линия обороны, противотанковый ров линии Маннергейма подведен к прорытому каналу, обшитому деревом...
С левой стороны фундамент отчего дома родителей бывшего премьер-министра Финляндии Матти Ванханена. Его отец, финский политолог, доктор философии, профессор университета Тампере Тату Ванханен, неоднократно бывал в нашей стране, выступал с лекциями. На русском языке вышла его книга «Этнические конфликты. Их биологические корни в этническом фаворитизме».
Старые, выцветшие поминальные венки подсказали нам дорогу к Трамплинной горе, где находится братское захоронение, обозначенное на карте как высота 24.
– Когда мы составляли паспорт на это братское захоронение, там был только номер без указания количества захороненных. По нашим подсчетам, это больше 2500 человек, а возможно, гораздо больше – 1200 квадратных метров занимают могилы…
Справа от входа небольшой участок с неровно набросанной землей вперемежку с камнями и кирпичами. Табличка гласит, что здесь захоронены воины 97-й стрелковой дивизии, погибшие в бою за остров Мустасаари в марте 1940 года – крест, венок и гранитная плита с фамилиями…
Далее видим три могильных холма, поросших травой. На самом большом установлена небольшая плита черного гранита с надписью «Спите, герои, Родина вас не забудет». В центре захоронения – обелиск с надписью: «Павшим героям – вечная слава». По периметру территории воинского захоронения металлическое ограждение…
Увы, эти надгробные плиты перенесены сюда с финского кладбища, некоторые надписи, выбитые на камне, указывают на это. А вокруг поют птицы, шелестят листвой деревья.…
Как бы было хорошо, если бы этот мемориал люди навещали не только 9 Мая. Это ведь наша история, наша память…
Ольга НАБАТОВА
Читать все статьи автора Ольга Набатова
Читайте также
-
В России продлили особый порядок продажи зарубежных лекарств до конца 2025 года
-
Выборжцы получили региональные награды — знаки отличия за вклад в развитие
-
Футбол круглый год
-
Собор Петра и Павла: жизнь духовная и культурная
-
В следующем году в российских отелях могут разрешить невозвратные тарифы
-
В 2025 году за неуведомление о начале работы предпринимателей накажут строже