Николай Лященко – комендант Выборга в 1944 году

Николай Лященко – комендант Выборга в 1944 году
1671
Николай Лященко – комендант Выборга в 1944 году

Мы продолжаем рассказ о Николае Лященко (Начало в №32 и  34).

Был трудный бой…

Времени на организацию боя было отведено недостаточно, так как дивизия ещё находилась в движении. Участок прорыва проглядывался кое-где в узком секторе и не больше, чем на 200-300 метров по фронту и в глубину. Трудно было ориентироваться на местности и почти невозможно наблюдать за противником. Не удавалось выбрать ни одного удобного участка для форсирования реки и прорыва хитро построенной оборонительной полосы врага. Лес и заросли кустарника в пойме реки скрывали сильную, как оказалось потом, оборону противника.

По данным воздушной разведки, на реке не имелось особых укреплений, однако пленный, которого удалось захватить разведчикам, дал показания, что полоса обороны на реке Рощинке, которой финны дали название «Ожерелье смерти», состояла из 3 рубежей, каждый из которых насчитывал 3 траншеи полного профиля, отсечные позиции, ходы сообщения, железобетонные пулеметно-пушечные сооружения.

90-я дивизия была усилена артиллерией корпуса прорыва, двумя батальонами штурмовой инженерно-сапёрной бригады полковника Николая Руя и танковым полком. Артиллерия усиления занимала позиции прямо с марша, боеприпасы тоже были на марше, средства для переправы через реку готовились из подручных материалов. У танкистов в исправности оказалось всего полтора десятка машин, так как остальные вышли из строя в ходе предыдущих боев. Офицеры штаба дивизии, командиры полков, батальонов, рот спешили закончить рекогносцировочные работы: ползали по зарослям ивняка, забирались на высокие сосны.

14 июня в 13.30 ударила артиллерия. Почти 110 дивизионов артиллерии и миномётов было переброшено на Приморское направление. Для прорыва 2-й полосы обороны противника здесь было сосредоточено в среднем до 250 (!) орудий и миномётов на километр фронта. Основная часть огневых средств находилась против укреплённого района Кутерселька (Лебяжье). 90 минут советская артиллерия обрабатывала оборону противника, затем налетела авиация. Как только артиллерия перенесла огонь в глубину обороны противника, в небо взлетели серии ракет, и полки двинулись к реке.

Неширокая, хотя в это время года и полноводная река не представляла особой преграды для форсирования. Беспокойство вызывал заросший ивняком, господствующий над окружающей местностью противоположный берег, занятый противником. И словно в ответ застучал пулемёт. Почти тут же подал голос второй, третий... пятый. Пришла в действие автоматическая вражеская пушка – одна, вторая… Открыли огонь миномёты и батареи. Обстановка на правом берегу реки накалялась: наши цепи, наткнувшись на искусно замаскированные травой и кустарником заграждения, залегли под огнём противника. К урезу воды выдвинули танки, однако их огонь был малоэффективен из-за плохой видимости.

Повторная атака после короткого артиллерийского налёта тоже результатов не дала, если не учитывать то, что противник в ходе боя вынужден был обнаружить почти всю свою систему огня. Оказалось, что большинство бронеколпаков, железобетонных пулемётных и артиллерийских точек не было подавлено, что позволяло на участке наступления 90-й дивизии создать сплошную зону артиллерийского и ружейно-пулемётного огня. Финны даже начали контратаковать наши подразделения, вклинившиеся в оборону врага.

Помните их имена!

В этот день, 14 июня, совершил подвиг 22-летний командир стрелкового отделения 173-го полка 90-й дивизии сержант Виктор Блохин. Он первым форсировал реку и гранатами уничтожил расчёт станкового пулемета. Однако финны открыли огонь с другой точки, и рота залегла. Сержант бросился к вражескому дзоту и прошил его очередью, затем бросил в амбразуру гранату, но неудачно. И тогда он грудью лег на пулемет противника. Виктор Блохин был похоронен в братской могиле в посёлке Майнино, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 49-й километр шоссе Санкт-Петербург – Выборг, где погиб сержант, отмечен памятной плитой.)
Капитан Василий Павлов, заместитель командира батальона 286-го стрелкового полка 90-й дивизии, отличился во время боёв на Карельском перешейке. 14 июня 1944 года бойцы батальона одними из первых переправились через реку Рощинку и, захватив плацдарм на берегу, отразили восемь вражеских контратак. Перейдя в наступление, батальон успешно расширил плацдарм и захватил 2 вражеских дота. В тех боях Василий Фёдорович получил ранение, но остался в строю.

14 июня того же года лейтенант Павел Полевой командовал ротой 286-го стрелкового полка 90-й стрелковой дивизии. Бойцы его роты, форсировав реку под огнём, преодолели проволочные заграждения и ворвались в траншеи врага. Закрепившись, они успешно отбили несколько контратак.

Захваченная передовыми батальонами полоска земли на правом берегу реки, именуемая плацдармом, являлась трамплином, с которого должно было развернуться дальнейшее наступление. 90-я дивизия стала готовить новую атаку на всём участке прорыва: подвозили боеприпасы, вели дополнительную разведку, переподчиняли передовым батальонам орудия прямой наводки. Офицеры штаба дивизии находились в полках, готовя батальоны и роты к новой атаке. Постепенно огонь противника начал ослабевать, весь день 14 июня шёл небывало тяжёлый бой: финны дрались отчаянно. Передовые батальоны и сапёры штурмовой бригады понесли значительные потери.

С восходом солнца 15 июня ожил передний край. Снова заработали спаренные установки и пулеметы противника. Наши начали артподготовку. Затем послышался гул самолетов, грохот рвавшихся бомб на дальних позициях врага. К бомбардировщикам присоединились штурмовики, которые начали расстреливать реактивными снарядами и из пулеметов огневые точки врага. Не успели скрыться самолеты, как шквал снарядов и мин вновь обрушился на позиции противника, мощным гулом наполнилась долина, начался кромешный ад…

Взвод младшего лейтенанта Евгения Дьякова, сопровождая пехоту, уничтожил 4 огневые точки; когда появились контратакующие танки, офицер стал в упор расстреливать их из орудия прямой наводкой. Загорелся один, второй, третий танк… Продвижение противника было остановлено.

«Противник намеревался было задержать нас на небольшой речушке Ваммельсу [Чёрная речка], сюда были подведены последние оперативные резервы финнов, смешанная бригада из танков, самоходных орудий, мотоциклетного и велосипедного батальонов, которая была использована для нанесения контратаки в стык 90-й и 48-й стрелковой дивизии. Мост через реку финны подготовили к взрыву. Однако осуществить свой план им не удалось. На плечах врага к переправе прорвались сапёры капитана Александра Сержановича. Рядовые Пётр Токарев и Степан Бобров успели перерезать дымящиеся бикфордовы шнуры и предотвратить взрыв моста» [1].
За Чёрной речкой в бой вступили танкисты. Они сходу с первым эшелоном 173-го стрелкового полка разгромили контратакующую группу врага и развили успех 90-й дивизии. Бригада противника была разбита. Финны бросили на поле боя технику, боеприпасы и различное снаряжение. Наши полки после разгрома смешанной бригады из пехотных превратились в «моторизованные». Советскими войсками было взято много трофейных машин, особенно мотоциклов «Харлей» американского производства и велосипедов марки «БСА», производившихся в Англии, в Бирмингеме.

В июне 1944 года капитан Сергей Буфетов командовал дивизионом 96-го артиллерийского полка 90-й стрелковой дивизии. Он особенно отличился во время прорыва обороны на Карельском перешейке. За период с 10 по 15 июня 1944 года при прорыве 1-й оборонительной линии противника у посёлка Александровка ныне Всеволожского района и 2-й оборонительной линии у деревни Тюрисевя (Ушково) дивизион Буфетова уничтожил вражеский дот, 2 наблюдательных пункта, 4 пулемёта, 2 батареи, до взвода вражеских солдат и офицеров. 15 июня 1944 года в числе первых капитан Буфетов форсировал реку Рощинку и в течение 21 часа отражал огнём дивизиона контратаки противника, заменив выбывшего из строя командира стрелкового батальона. Трижды он поднимал в атаку пехоту; во время боя стреляя из автомата, был ранен осколком снаряда в голову и скончался в полевом госпитале. Первоначально Сергей Игнатьевич Буфетов был похоронен в посёлке Ушково, впоследствии его останки были перенесены в братскую могилу Зеленогорска. Он также удостоен звания Героя Советского Союза. На родине воина, в Туле, живут его внуки и правнуки.

Светлана КУДРЯШОВА

Список источников:
1. Лященко Н.Г. Время выбрало нас. – М.: Воениздат, 1990. – 528 с. – (Серия «Военные мемуары»).

(Продолжение в следующем выпуске)

Читайте также