Наталья Костикова: нужно повышать престиж профессии

Наталья Костикова: нужно повышать престиж профессии
719
Студентам есть, на кого равняться

Более 20 лет назад, а точнее 22, в Выборге был открыт филиал РГПУ имени А. И. Герцена. За эти годы из стен учебного заведения вышло свыше тысячи педагогов, которые сегодня обучают детей в школах нашего района и страны в целом.

Недавно директору Выборгского филиала Наталье КОСТИКОВОЙ было присвоено звание «Почетный работник сферы образования РФ». Награда присуждается педагогам, посвятившим более 20 лет работе в сфере образования и имеющим высокие профессиональные достижения. При этом учитывается личное участие в различных конкурсах, научная работа, а также успехи учебного заведения.

Надо сказать, что Наталья с детства мечтала о профессии учителя. Она восхищалась своими бабушкой и дедушкой, которые работали в школе, и многому училась у них.

- В дни самоуправления, когда старшеклассникам позволялось проводить уроки для младших учеников, я понимала, что мне нравится вести урок: стоять у доски, объяснять тему, - говорит Наталья Костикова. - Решение о том, что буду учиться в университете имени Герцена, было принято без сомнений, хотела стать учителем физики и вернуться в родную школу № 14. После окончания университета и аспирантуры защитила диссертацию и вернулась в Выборг. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, в нашем филиале возглавила кафедру, а затем и сам вуз. 

Моя собеседница убеждена, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а потому всегда находит время для получения новых знаний. Наталья Костикова стала финалистом федерального проекта - конкурса управленцев «Лидеры России» в треке «Наука», поскольку занимается научными исследованиями (в ее портфолио более 50 научных работ и две монографии). Наталья рассказывает, что много испытаний было в дистанционном режиме: тесты на общий интеллектуальный уровень – по русскому языку, истории, географии, математике; задания, связанные с межличностными отношениями, управленческими компетенциями. Были тесты и на знание нормативно-правовой базы в области научной деятельности.

Из шести тысяч участников из разных регионов России к контрольному тестированию было допущено всего 240 человек, из них 159 вышли в финал, который проходил в Москве. На базе национального исследовательского технологического университета МИСиС «Лидеры России» встречались с министром науки и высшего образования и руководителями ведущих российских вузов.

- Этот конкурс позволил не только проверить свои компетенции, но и получить рекомендации по персональному развитию на каждом этапе, - добавляет Наталья Костикова. – Кроме того, финалистам предоставили право пройти обучение в ведущих вузах страны. Я выбрала повышение квалификации по программе коммерциализации инновационных проектов, что сегодня очень актуально. А еще участие в конкурсе «Лидеры России» - уникальная возможность познакомиться с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами.    

Конечно, мы затронули тему наставничества, тем более что наступивший год этому посвящен. По словам Натальи Костиковой, преподаватели Выборгского филиала всегда ориентируют студентов на работу в школах. По новым образовательным стандартам учебные планы предполагают большое количество педагогической практики, студенты с первого курса взаимодействуют со школой. Благодаря этому у многих появляется интерес к профессии, который на протяжении обучения только возрастает. К тому же не секрет, что учителей в школах не хватает, и студенты зачастую начинают подрабатывать уже на 3-4 курсах.

- Наши преподаватели всячески поддерживают интерес к учительской профессии, со школой № 1, например, мы реализуем проект «Герцен-класс» (психолого-педагогической направленности). Десятиклассники помимо предметов школьной программы изучают дисциплины, связанные с педагогической деятельностью (психология, введение в профессию), выполняют исследования под руководством преподавателей вуза, - рассказывает Наталья Костикова. - Быть учителем – сложный труд, от него во многом зависит, кем станет ребенок, каким он вырастет. Надеюсь, что в Год наставника и педагога в обществе будет уделяться особое внимание учительству. Со своей стороны, мы тоже намерены проводить работу по повышению престижа педагогической профессии, привлекать молодежь, в сфере образования необходимы новые кадры и свежие идеи.

В Герценовском университете готовят студентов к работе в современной школе с детьми нового поколения, вооружая будущих педагогов передовыми технологиями. Директор Выборгского филиала выразила надежду на то, что многие выпускники придут в школы нашего района, а преподаватели университета всегда помогут при решении сложных педагогических задач. Так происходит и сегодня, молодые учителя в процессе работы обращаются за советом к преподавателям - в этом и заключается суть института наставничества.

На вопрос, как удается совмещать работу, науку и семью, Наталья Костикова ответила, что умение планировать свое время – одно из главных качеств хорошего руководителя. Работа управленца в сфере образования очень разнообразна: помимо решения административных и хозяйственных вопросов, руководители обучают и воспитывают студентов, занимаются научной деятельностью (в университете это обязательное условие и для директора, и для заведующего кафедрой, и для преподавателя). Такая многозадачность и помогает правильно планировать свое время.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также