НАСЛЕДИЕ АЛВАРА ААЛТО: ВЗГЛЯД ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

НАСЛЕДИЕ АЛВАРА ААЛТО:  ВЗГЛЯД ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
912
НАСЛЕДИЕ АЛВАРА ААЛТО: ВЗГЛЯД ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Светлана Левошко представила книгу о великом архитекторе в Выборгском замке.

Недавно в Выборгском объединенном музее-заповеднике выступила с лекцией Светлана Левошко, кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.

Исследовательские интересы С. Левошко многообразны; она занимается и архитектурой Балтийского региона в целом, и русской архитектурой за рубежом, в том числе в Финляндии. В 2016 г. в петербургском издательстве «Остров» был опубликован совместный труд Е. Травиной и С. Левошко – первая книга биографического справочника «Архитекторы Карельского перешейка». С. Левошко – член российского отделения ИКОМОС и активно сотрудничает с финскими коллегами в деле сохранения и популяризации российского и финляндского архитектурного наследия ХХ века.

К Выборгу у Светланы особое отношение. Именно в нашем городе произошла ее первая встреча с архитектурой Алвара Аалто. Будучи на проектной практике в Ленинграде студенткой МАРХИ (Московского архитектурного института), она впервые оказалась в выборгской городской библиотеке. По ее словам, именно в тот момент она впервые ярко ощутила, что такое архитектура ХХ века. 

Предметно к наследию А. Аалто исследователю пришлось обратиться недавно, став автором книги о знаменитейшем мастере. Книга вышла в серии «Великие архитекторы», выпущенной московским издательством «Директ-Медиа». Гостям музея и читателям газеты «Выборг» эта серия уже знакома: недавно в Выборгском замке выступала Маргарита Кабакчи, опубликовавшая в этой же серии книгу о Ларсе Сонке (см. № 26 (17725) от 15 марта 2017 г.). 

С. Левошко отметила, что представлять книгу об Аалто именно в Выборге – это и актуально, и ответственно: для его жителей архитектура Аалто – это не только выдающаяся составляющая истории мировой культуры XX в., но и естественная часть городского ландшафта. Ведь общепризнанно, что из одиннадцати построенных по всему миру библиотек по проектам Аалто, выборгская – самая известная. 

Аалто был творчески активен на протяжении десятилетий: полвека он фактически определял для всего мира лицо финской архитектуры. «Финляндия с Аалто – там, куда он идет. Это дает ему тот внутренний источник энергии, который всегда присутствует в его работе. Это как Испания для Пикассо или Ирландия для Джеймса Джойса», – говорил знаменитый швейцарский критик Зигфрид Гидион. 

Сравнение с Пикассо тут кажется особо уместным: обоих художников отличало творческое долголетие, прижизненное признание, смена (подчас – радикальная) манер и способов художественного высказывания – и при этом неизменное сохранение того, что является творческим методом, присущему лишь этому мастеру. Аалто – классик модернизма XX века. Его творчество есть, по словам С. Левошко, результат парадоксального синтеза: 

– В работах Аалто уникально сочетание противоборствующих приемов, с одной стороны – функциональной стандартизации, с другой – иррациональности. Психологическая основа для этой эмоциональной составляющей проектов Аалто заложена в национальной традиции отношения к природе.

В этом отношении Аалто к природе нетрудно заметить сходство с другим финским классиком XX века, Яном Сибелиусом. С. Левошко продолжает:

– По мнению Аалто, архитектура и ее детали в некотором роде являются частью биологии. Формулируя принципы проектирования современного жилища Аалто высказывал мысль о том, что их должны определять биологические основы, например, всю обстановку жилого дома можно рассматривать как компенсацию недостающей в городе природы, так как предметы интерьера являются символами, напоминанием человеку о живых образах.

Оппозиция «функционализм/иррациональность» в свою очередь поддержана еще одной: это, как отмечал один из первых советских исследователей работ Аалто Андрей Гозак, «соединение в Аалто несоединимого» – «ярко выраженного индивидуализма и в то же время практицизма». 

Парадоксальные соединения в творческой биографии Аалто на этом не заканчиваются. К 1970-ым годам некоторыми архитектурными кругами Аалто воспринимался уже как некий диктатор, определяющий судьбы проектов и их создателей. Однако само продолжение и развитие финской архитектурной школы, зародившейся в эпоху национального романтизма на рубеже XIX–ХХ вв, было результатом деятельности Аалто и его единомышленников. 

С. Левошко обратила внимание на 1950-е годы как на время, когда «финская архитектура была ближе всего к своей вершине, когда ею были очеловечены и развиты средства и приемы функционализма»:

– Архитектура 1950-х претерпела долгий путь становления, принципы 1930-х были воплощены с большим разнообразием форм и приемов. Финляндия превратилась в «великую державу» архитектуры, и даже стала объектом паломничества. Что послужило причиной появлению выдающихся послевоенных построек? Очевидно ответ нужно искать в благоприятных общественных условиях того времени и в бурном развитии архитектуры. Наряду с жилищным строительством были организованы жизненно важные научно-технические учреждения, а также музей архитектуры Финляндии. 

С. Левошко, по ее словам, посчастливилось побывать в 2016 г. на лекции в Государственном Эрмитаже известного финского архитектора Ю. Палласмаа, ученика Аалто. Он предложил следующий тезис: с начала 1950-х гг. Финляндия приобрела третий невербальный язык, через который она представляет свою культуру по всему миру: дизайн. Роль Аалто в создании и распространении этого «третьего языка» трудно преувеличить.

Аалто – архитектор, успешно работавший не только как дизайнер, но и как градостроитель. В то же время он не был чужд архитектурной публицистики, преподаванию – и, ко всему этому, был тем, чье имя сегодня во всем мире является синонимом архитектуры модернизма и «финскости». 

Биография Аалто – не «история успеха», это – история художественных поисков, всегда мучительных, увенчавшихся подлинными открытиями. С. Левошко рассказывала об Аалто и как исследователь, с сохранением дистанции, и как человек, подлинно увлеченный. Это сочетание «исследовательского» и «личного» не оставило равнодушным слушателей. 

Алвар Аалто был и остается одним из самых ярких и значительных воплощений финского духа в истории мировой культуры. Разговор об Аалто – это разговор и об истории архитектуры в XX веке, и о Финляндии в XX веке, особенно важный в нынешнем году, когда отмечается столетие независимости Финляндии. Книга С. Левошко – яркое свидетельство того, что этот заинтересованный разговор ведется в России. 

Михаил Ефимов, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника

Фото Елены Головач

P.S. Светлана Левошко обещала приехать в Выборг еще раз в скором времени, чтобы представить еще одну свою книгу – о великом финском архитекторе Элиэле Сааринене.

Анонс

22 июля в 12.00 в Выборгском замке пройдет  открытие уникального проекта 360cinema, который при помощи сферического видео позволит на время реставрационных работ «взмыть» на высоту птичьего полета и увидеть своими глазами панораму города Выборга в разное время дня и ночи.

Сферическое кино – киноформат будущего, который лишь только набирает обороты...  Почему рынок сферического кино еще не завоевал мир? Это пока еще сложно и дорого. Невозможно сейчас  перевести все студии в формат 360-градусного видео, для этого необходимо изменить образ мысли сценаристов, операторов и режиссеров, перевернуть  весь съемочный процесс и начать мыслить шире, намного шире, от плоского экрана к эффекту полного погружения,  присутствия в кадре.

В Выборге при помощи технологии «сферического кинозала» зритель увидит высокотехнологичные съемки с высоты птичьего полета.

Башня Святого Олафа закрыта на реставрацию, но есть возможность посмотреть на город  с высоты купола, не поднимаясь на Башню, аналогов в мире на сегодняшний день нет.

Читайте также