“НАШ ОТЕЦ ПРОШЁЛ ДВЕ ВОЙНЫ”

“НАШ ОТЕЦ  ПРОШЁЛ ДВЕ ВОЙНЫ”
559
“НАШ ОТЕЦ ПРОШЁЛ ДВЕ ВОЙНЫ”

Александра Васильевна НЕМКОВА из многодетной семьи, у её родителей - Василия Алексеевича и Анастасии Ивановны Смирновых - было девять детей. Предпоследние сёстры- близнецы родились 9 мая 1940 года, а младшенький, Женечка, появился на свет уже после Великой Отечественной войны…  

- Мой отец родился в 1904 году в деревне Ромашка Калининской области. В 1917-м окончил три класса церковно-приходской школы. Кстати, с мамой они сидели за одной партой. 

Осенью 1939 года папа принял присягу и отправился на фронт, на Зимнюю войну, в составе 268 артиллерийского полка, был стрелком. Сражался в районе нынешних посёлков Глебычево и Советский. Тогда папа сказал: “Если останусь жив, привезу сюда свою семью”, - местность ему понравилась. И сдержал слово. Но обо всём по порядку. 

Папа вернулся в 1940-м, но его тут же направили на фронт - началась Великая Отечественная. 10 июня 1941 года он был призван в артиллеристский полк в качестве связиста - всю войну на передовой. Дошёл до Польши. За боевые заслуги Василий Алексеевич отмечен орденом Славы третьей степени, медалями “За Победу над Германией”, “За отвагу”, “За боевые заслуги”, в послевоенное время за восстановление сельского хозяйства награждён медалью “За трудовую доблесть”. 

Я помню, как папа вернулся. Нам сообщили, что он прибыл в сельсовет с первым эшелоном. За ним на телеге отправился старший брат, которому исполнилось 13 лет. А мы, детвора, нарядные, выбежали на горку и ждали брата с папой, всматриваясь вдаль. Неподалёку жили цыгане, мы их напугались, припустили домой. В общем, встретили папу дома. Правда, не признали его: грудь в орденах, а под носом - усы. Младшие, близняшки, так вообще испугались, спрятались за маму.

Папа был строгим, только приподнимет очки, - и мы уже знаем, что нужно делать. Он не кричал, не ругался, помню, закончилась в доме вода, на колодец идти никому не хотелось, мы уговорили младшего, Женечку, сходить. Папа так спокойно, оторвался от книги и сказал: “А меньше не нашли никого?”. За стол садились все вместе, посреди стола - деревянная плошка с едой, у каждого - деревянная ложка, пока папа не даст знак, никто не смел начинать трапезу. Однажды кто-то из братьев осмелился первым потянуться к плошке, папа так спокойно облизал свою ложку и дал ему по лбу. 

Всю войну мы прожили в Тверской области, военных действий там не было, только однажды немецкий самолёт сбросил снаряды и угодил в школу, где, к счастью, на тот момент никого не было. Школу закрыли, а мы, дети, этому так радовались… Наша мама была отмечена тремя медалями как многодетная. Она не работала, воспитывала детей, вела хозяйство: у нас были свиньи, корова, овцы, куры. Старшие брат с сестрой трудились в колхозе. Не знаю, как мама одна, с восемью детьми, в войну не сломилась. Да и из нас какие помощники – дети совсем ещё. 

…В 1946 году мы всей семьей переехали в посёлок Громово Приозерского района - многие семьи тогда переселяли в районы, оставленные финнами. Нам даже разрешили взять с собой корову. Выделили участок. Своими руками папа построил новый большой дом. Здесь, в Громово, родился младший брат - Евгений. Папа очень радовался сыну, потому что уже было шесть девчонок и всего два мальчика. 

В Громово папа организовал кузницу, привлёк к ремеслу и старшего сына. Вдвоём они ремонтировали всю технику, которая требовалась для пахоты или уборки урожая. Как только начинался сенокос, вдоль нашего забора выстраивались в ряд косы, папа целыми днями их отбивал.

Я была шаловливым ребёнком, бегала вместе с мальчишками по соседским садам… Удивительно: живя на берегу Вуоксы, мы не умели плавать! Однажды знакомые мальчишки позвали нас с двумя сёстрами на лодке кататься. А тут пошёл дождь, мы заторопились обратно в бухту, лодка перевернулась. Я кричу: “Держите Тоню и Лиду, они плавать не умеют!”, а Лида в свою очередь: “Спасайте босоножки!” (она тогда уже училась в университете и приехала в модных босоножках). Мальчишки хохотали... 

В 1954 году я впервые приехала в Выборг, поступать в педагогическое училище. Город ещё не был до конца восстановлен. Училище находилось на улице Советской, 10, а студенческое общежитие – на Выборгской, 13. Студенты непременно возвращались в общежитие с занятий с чемоданчиками в руках и батоном подмышкой. Я была маленькой, худенькой, приходилось в комнате у соседок всё время просить: “Девочки, повесьте моё пальто…”. 

При распределении я попросилась ближе к родителям, и меня направили в Приозерскую школу. Я была - молодой специалист (учитель начальных классов), спортсменка (в Выборге не раз бегала на приз газеты “Выборгский коммунист”), комсомолка. Меня быстро приметили и предложили место в горкоме комсомола, избрали вторым секретарём. К моему счастью, комсомольские организации Выборга и Приозерска объединили, и я вновь оказалась в Выборге. На одном из пионерских сборов я встретила своего будущего мужа - Валерия Александровича Немкова, который проходил службу в морской части (кстати, дослужился до полковника). На свидания приходил всегда с букетами … Муж служил в воинской части, которая располагалась в Соколинском, потом недолго работал на Судостроительном заводе, а через какое-то время ему предложили перейти на службу в милицию, в отдел уголовного розыска по работе с трудными подростками. А я работала пионервожатой в школе № 12 под руководством Тимофея Викторовича Кунаева. Позже меня тоже “переманили” в милицию, 27 лет отработала начальником паспортного отдела, дослужилась до майора. Наша работа заключалась в отслеживании лиц без определённого места жительства, людей, вернувшихся из мест лишения свободы. Мною обойдён не один чердак и подвал в Выборге. Сейчас жалею, что наша с мужем служба отнимала слишком много времени и сил, на воспитание собственных сына и дочери их не хватало. 

…В день смерти папы (у него было два инсульта, несколько лет он лежал парализованный) я была дома, убралась в квартире, намыла окна и вдруг мне так тоскливо стало, что я отправилась к родителям. Села возле его кровати, взяла за руку, напоила водой, через какое-то время он вздохнул и умер. Было ему 74 года. 

9 Мая в нынешнем году мои сёстры-близняшки отметили 75-летие, живут они тоже в Выборге. Приезжал самый младший брат, мы дружно прошли в Бессмертном полку с портретом папы…

Записала Маргарита ЗАХАРОВА 

Читайте также