На всю оставшуюся жизнь…

На всю оставшуюся жизнь…
3372
На всю оставшуюся жизнь…

Василия ЛАНОВОГО автору этих строк посчастливилось увидеть на концерте, проходившем в рамках Международной общественно-патриотической акции «Спасибо за верность, потомки!», названной строчкой из стихотворения Роберта Рождественского…

В нашей стране нет такой семьи, которую бы не опалила своим огнем война. Достаточно вспомнить марши Бессмертного полка, проходящего по всем малым и большим городам России – ежегодно 85 регионов России принимают 9 мая участие в этом шествии..

Путь к Победе был усеян небывалыми потерями, скорбью и разрушениями на истерзанной войной земле. В боевые действия было втянуто 61 государство, война унесла 50 млн. человеческих жизней. Непомерно дорогой ценой заплатило наше Отечество за победную весну 1945 года.

Напомним, что Выборг был отнесен к числу 15 городов, подлежащих восстановлению в первую очередь.

Народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской премии, сопредседатель общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Василий Лановой встречался в один из вечеров со своими выборгскими зрителями. Как ни удивительно, но именитый актер ни разу не был у нас в рамках фестиваля «Окно в Европу», хотя давно сюда стремился. Город понравился ему еще в 70-е годы, когда в Выборге снимался фильм «Любовь Яровая».

Актер вот уже 64 года служит в театре имени Евгения Вахтангова, в который пришел после после окончания Щукинского училища, где последние 15 лет заведует кафедрой художественного слова. Василию Семеновичу в январе исполнилось 86 лет, 66 из которых он снимается в кино. Одной из самых своих знаковых ролей считает Павку Корчагина в одноименном фильме.

Лановой рассказал выборжцам о своем военном детстве:

-Всё, что с этим связано, у меня осталось в памяти на всю жизнь.

Моя семья – отец и мать, две сестры и я – украинцы, из-под Винницы. Когда на Украине был голод в 1931 году, отец отправился в Москву на заработки, потом приехала и мать, и нас перевезла. Но много лет подряд она отправляла нас к деду и бабушке, а потом приезжала сама.

20 июня 1941 года, когда мне было 7 лет, мать снова нас отправила на Украину. Выйдя из вагона на станции Абамеликово под Кодымой 22 июня в 5 утра, мы увидели сотни самолетов, которые летели бомбить Одессу. Так началась война. Мама должна была к нам приехать через несколько недель. Она не приехала ни через год, ни через два, ни через три. Мы ничего не знали о родителях, а они ничего не знали о нас. Но у нас по счастью были две бабушки и два деда.

А в Москве в это время было тревожно. На химическом заводе, где работали родители, пока не настроили автоматическую линию, начали вручную разливать в бутылки противотанковую жидкость. На пятый день 72 человека не смогли выйти на работу – произошло полное уничтожение нервных окончаний конечностей. Несмотря на то, что их отправили лечиться, мои мать и отец стали инвалидами.

А в нашу оккупированную деревню сначала пришли немцы, потом румыны, даже в школе начали преподавать на румынском языке. Хорошо помню один случай, произошедший в октябре 1941 года. Румын с автоматом часто сидел в классе во время уроков. Когда он как-то ненадолго вышел, учитель нам сказал: «Хлопцы, закройте дверь на ножку стула, чтобы никто ничего не услышал». Он открыл портфель, достал потрепанную книгу, и стал читать на украинском повесть Николая Островского «Как закалялась сталь». Так я впервые встретился со своим героем…

И когда мне предложили стать сопредседателем величайшего потрясающего движения «Бессмертный полк», я, не раздумывая, принял это предложение...

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также