МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК: РАБОЧИЕ ВОПРОСЫ

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК: РАБОЧИЕ ВОПРОСЫ
524
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК: РАБОЧИЕ ВОПРОСЫ

Административные процессы, происходящие в последнее время в Выборгском замке, волнуют общественность и весь город в целом. С начала недели, последовавшей за официальным назначением на должность директора Выборгского музея-заповедника, Владимир ЦОЙ занялся приёмом на работу сотрудников для работы с посетителями; в связи с переменой статуса замка и в соответствии с законом работники должны были быть уволены с прежнего места работы и приняты на новое.

На первом плане - соблюдение формальностей

Налоговая инспекция по Выборгскому району зарегистрировала новое учреждение культуры, подведомственное региональному профильному комитету, 13 октября. С 15 октября учреждение обрело основные документы и руководителя. Музейное агентство, от которого были отделены замок и Ялкала, начало процесс передачи движимого имущества. Это было сделано в замке в течение двух дней, аналогичная процедура предстоит в Ялкале. Что касается замковой недвижимости - она принадлежит Российской Федерации, поэтому ожидается, что процесс ее переоформления будет длиться дольше, чем в Ялкале - собственности Ленинградской области.

- 22 октября были приняты на работу смотрители музея. В рамках личных встреч я увидел, что это единственно правильное и возможное решение - взять смотрителей, работавших в замке в предыдущем статусе. Их в штате 17, как и было. Три кассира по-прежнему остаются в подчинении Музейного агентства; их приём на работу, как и бухгалтеров, отложен на другие дни, - отметил руководитель. 

На следующем этапе будут переоформлены и приняты на работу хранители, уточняет Владимир Цой. Однако этому сопутствуют важные нюансы - нельзя просто уволить хранителя из Музейного агентства и взять его на работу в новое учреждение, поскольку он отвечает за коллекции. Поэтому необходимо синхронизировать процесс передачи коллекции и переоформление хранителя. Но все хранители (а их пять), которые работали в музее “Выборгский замок”, будут работать и в новом государственном учреждении.

В новом штате также будут главный бухгалтер, два заместителя директора, специалист по связям с общественностью (до этого в замке такой должности не было, так же как и главбуха, юриста и так далее, поскольку музей не являлся юрлицом).

- Сейчас для нас очень сложный период, когда приходится создавать новое учреждение с нуля - масса организационных вопросов, ответы на которые очень сложны, а иногда отсутствуют. Но чувствуется очень серьёзная поддержка правительства Ленинградской области, администрации Выборгского района, федеральных органов власти - все идут навстречу, понимая важность начинающейся здесь работы.

Планы по реорганизации структуры

В новом учреждении планируется создать полноценный научный отдел, который будет заниматься изучением коллекций, проведением экскурсий, разработкой программ, связанных с работой с детьми, с лекционной деятельностью. Будет создан отдел с модераторами, организаторами, методистами, которые будут курировать детское направление, экскурсионное, коммерческое (поскольку музею надо себя содержать, развивать дополнительные услуги). Владимир Цой особо подчеркнул, что планирует ввести в штат должность архитектора-реставратора; в будущем за госучреждением будет закреплён не только замок, но и иные памятники на территории Выборга, поэтому специалист в такой области просто необходим. 

В долгосрочной перспективе есть намерение насытить действующие экспозиции современными технологиями. В частности, в коллекции музея есть древние книги, которые пока нет возможности показать в силу особых условий их хранения. Есть остатки меча, который древнее самого замка, крупная археологическая коллекция, макет средневекового города, который сейчас выглядит несколько скучно.

Заместитель директора Александр СМИРНОВ:

- Основные витрины были оформлены в 70-х годах прошлого века. С того времени и до сего дня в замке для хранения археологических экспонатов нет идеальных условий, таких, как, например, в Эрмитаже. Но даже если бы предметы первоначально были отреставрированы и экспонированы, то через 15 лет потребовалась бы повторная реставрация. Полноценная реставрация металлических, деревянных экспонатов требует специального образования. Пока у нас нет такого специалиста, будем сотрудничать с коллегами из Петербурга (у нас хорошие отношения и с Государственным Эрмитажем, и с Академией наук), исправлять ситуацию.

Пока шла инвентаризация…

Буквально на днях в административных помещениях были обнаружены несколько коробок с неучтёнными археологическими артефактами - осколками голландских курительных трубок и другими находками. Наличие таких трубок в археологических слоях, отмечают специалисты, говорит о том, что Выборг был достаточно интенсивно включён в систему торговых отношений Европы, комментирует директор. По трубке можно сделать вывод о статусе владельца.

До конца года

В ближайшее время не предполагается радикальных перемен в установившемся графике работы Выборгского замка. В ноябре планируется небольшой благотворительный рыцарский турнир в пользу детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; в декабре пройдёт традиционный праздник Святой Люсии. 

Что же касается грядущей реставрации, то уже сегодня есть решение, что на первом этаже Цейхгауза будет спроектировано кафе, большое количество выставочных помещений универсального назначения (как минимум такого же уровня, как в ВЦ “Эрмитаж-Выборг”), поскольку уже сейчас поступают предложения привезти сюда выставки мирового уровня, в том числе и из Эрмитажа, музея искусств имени Пушкина. Но пока отсутствие условий не позволяет осуществиться этим планам. И обязательно это здание будет доступно для маломобильных групп населения. 

 

Читайте также