МОНРЕПО ОТ А ДО Я. ПАУЛЬ ЭРНСТ ГЕОРГ НИКОЛАИ.

МОНРЕПО ОТ А ДО Я. ПАУЛЬ ЭРНСТ ГЕОРГ НИКОЛАИ.
1678
МОНРЕПО ОТ А ДО Я. ПАУЛЬ ЭРНСТ ГЕОРГ НИКОЛАИ.

В историю имения Монрепо Пауль Эрнст Георг Николаи (1860-1919) вошел как “последний барон”. Формально это действительно так: П.Э.Г. Николаи не был женат и не оставил потомства. С его смертью пресеклась мужская линия семьи Николаи. Однако оставленное “последним бароном” наследие оказалось долговечным.

Единственный сын барона Николаса Арманда Мишеля Николаи (1818-1869) и его супруги, Софии Егоровны (1835-1910), урожденной баронессы Мейендорф, Пауль с ранних лет задумался о необходимости самосовершенствования. Примеры тому были перед его глазами. В 1880 г., путешествуя с семьей, он посетил во Франции сестру отца, настоятельницу монастыря Симплицию (1824-1901) и брата отца, Леонтия Павловича (о нем мы уже рассказывали). Оба выбрали путь католического монашества; однако для Пауля христианство стало вопросом спасения многих, а не только себя самого.  

По окончании юридического факультета Петербургского университета в 1885 г. Пауль служил в Департаменте гражданских и духовных дел и в канцелярии Государственного Совета. Для молодого чиновника с влиятельными родственными связями блестящая карьера только начиналась. Однако Пауль избрал путь, отличный от того, что был открыт ему рождением и воспитанием.

В 1886 г. Пауль становится членом благотворительного общества при петербургской немецкой церкви Св. Петра, занимавшегося помощью бедным. Будучи также членом Русского библейского общества, Пауль с 1888 г. принимает участие в собраниях последователей знаменитого христианского проповедника, лорда Г.А.В. Вальдигрева Редстока. В 1888 г., в Петербурге, П. Николаи впервые выступил в качестве проповедника, а в 1890 г. совершил поездку в Великобританию, где в городе Кезвик познакомился с лордом Редстоком. Это событие стало поворотным пунктом в биографии Пауля Николаи: он окончательно выбрал путь христианского проповедничества. 

Николаи начинает посещать петербургские больницы и рыбацкие дома вдоль побережья Финского залива. В этом ему помогло и давнее увлечение: страстный яхтсмен, Николаи совершал плавания на своей яхте “Леди” в обществе нескольких друзей. Паулю помогали финские проповедники. В эти же годы Николаи начинает изучать финский язык. В семье баронов Николаи он стал единственным человеком, который мог разговаривать со служащими в Монрепо и арендаторами на их родном языке - финском или шведском.

На протяжении двенадцати лет Николаи совершает многочисленные поездки по российским тюрьмам для проповедей и распространения Библии среди заключённых. В 1896 г. он вместе с немецким евангелистом Бедекером посещает заключенных в тюрьмах Москвы и Петербурга; на следующий год он уже самостоятельно объезжает десятки тюрем Северо-Западной России.  Ближайшими соратниками Николаи стали баронесса Матиль-да Вреде и бывший сослуживец по работе в Сенате Александр Максимовский.  

В апреле 1899 г. в Хельсинки произошла встреча Николаи с Джоном Моттом, лидером Всемирной студенческой христианской федерации, будущим лауреатом Нобелевской премии мира. Мотт, посвятивший свою жизнь христианизации студенчества во многих странах мира, предложил Николаи сотрудничество. Вместе с Паулем он едет в Россию; они побывали в Петербурге и Москве. Эта поездка стала началом многолетней работы Николаи в русской студенческой среде. Вскоре Николаи становится лидером студенческого христианского движения в Петербурге. 

Всю свою жизнь Николаи ощущал неразрывную связь с Финляндией. Он не делал различия между финнами и финскими шведами, все они были для него, как он говорил, “моим любимым финским народом”. В 1918 г. Христианский студенческий Союз Финляндии избрал барона Николаи своим почетным председателем. 

Поскольку студенческие конференции в России начала XX в. были запрещены, имение Монрепо на территории автономного Великого княжества Финляндского стало идеальным местом для подобных встреч. Сотни студентов-простолюдинов собирались в изысканном частном парке барона. 

Для обычных выборжан в годы, когда Пауль Николаи был владельцем Монрепо, был открыт свободный допуск в парк. Пауль окончательно отменил входную плату. В начале XIX в. Л.Г. Николаи писал о том, что Монрепо создается “для тебя, для себя, и для каждого”; при его правнуке это идея получила свое новое воплощение. 

1917 г. стал переломным годом в жизни Николаи. Война и революция не прошли мимо Монрепо, ставшего единственным прибежищем барона Пауля. Только уважение местного населения позволило Николаи избежать гибели и разгрома имения. В 1919 г. у Николаи началось обострение сердечной астмы (стенокардии), и врачи запретили ему проповедовать, но барон не мог отказаться от своей деятельности и продолжал, хоть и реже, выступать, в том числе - в Петрограде.

Пауль Николаи скончался в ночь на 6 октября 1919 г. 11 октября при большом стечении народа он был похоронен на фамильном кладбище в Монрепо, которое находится на о-ве Людвигштайн. Как писал Вл. Марцинковский, Пауля Николаи “похоронили <…> на живописном скалистом острове. Вверху, на башне над могильным склепом Эолова арфа издает грустные гармонические звуки при каждом вздохе ветерка. Поодаль оттуда мы собирались некогда дружной студенческой семьей на нескольких съездах. Там же, где его могила, там и колыбель Русского христианского студенческого движения”. 

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также