МОНРЕПО ОТ А ДО Я. НИКОЛАС НИКОЛАИ
О третьем бароне Николаи, Николасе (1818–1869), мы знаем много меньше, чем о его отце и деде. Владельцем Монрепо Николас Николаи был совсем недолго, лишь на три года пережив своего отца. И, тем не менее, Монрепо в его жизни присутствовало постоянно, оно было для него и родным домом, и драгоценным наследством. Здесь же, в Монрепо, он был похоронен в семейном некрополе на острове Людвигштайн.
Николас Арманд Мишель (на российской службе – Николай Павлович) был старшим сыном Пауля Николаи и его супруги Александрины Симплиции. Именно он должен был унаследовать Монрепо, поскольку права на имение передавались старшему мужчине в роду. Он родился в декабре 1818 г. в Копенгагене, где его отец занимал важный дипломатический пост. Николасу было всего пять лет, когда умерла его мать и все заботы о воспитании детей легли на плечи отца.
Для обучения старшего сына Пауль Николаи выбрал одно из самых привилегированных учебных заведений России - Царскосельский лицей. Однако вскоре Николас оставил Лицей и перешел в Санкт-Петербургский университет. Вероятно, авторитет отца определил судьбу Николаса, избравшего, как и Пауль Николаи, дипломатическую карьеру. В 1839 г. он поступил на службу в Министерство иностранных дел и через два года был определен младшим секретарем при российской миссии в Гааге. Замечательно, что в годы, когда Пауль Николаи по своей службе большую часть времени находился в Дании, а Николас – в Нидерландах, важным пунктом в их семейной переписке оставалось родовое выборгское имение. Отец подробно описывал сыну все строительные перемены в Монрепо, жаловался на заморозки, повредившие виноград, с радостью сообщал о цветении резеды и об урожае арбузов в усадебном парнике. “Видишь, друг мой, я обдумываю все возможности, чтобы сохранить дедушкино наследство для тебя, и чтобы оставить это, будучи спокойным за его будущее!” – писал сыну Пауль. Среди бумаг из личного архива Николаса, хранящихся ныне в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки, сохранился план усадебного дома Монрепо: вероятно, он прилагался к одному из писем отца сыну.
В 1845 г. барон Николас был переведен в российское посольство в Лондоне, где познакомился с леди Пемброк (урожденной графиней Воронцовой) и ее сыном Саймоном Хербертом, с которым Николаса связала многолетняя дружба.
Зимой 1850 г. Николас возвращается в Петербург в качестве чиновника особых поручений VI класса при Государственной канцелярии. За те несколько лет, что Николаи провел в России, в его жизни произошли важные перемены: здесь он познакомился со своей будущей женой, баронессой Софией Элизабет Мейендорф. Невесте было всего 18 лет, жениху – 35, но, несмотря на разницу в возрасте, брак оказался очень счастливым.
Вскоре после свадьбы Николаи получил место советника миссии в Берлине. В прусской столице в семье дипломата родилась старшая дочь Мария. Удивительным образом все четыре ребенка Николаса и Софии увидели свет в разных европейских столицах, где в то время служил отец: Александрина – в Лондоне, Пауль Эрнст Георг – в Берне, София – в Копенгагене.
Служба в Лондоне в 1854–1858 гг. (теперь уже – в качестве советника посольства) была, вероятно, самым ответственным и сложным периодом в дипломатической карьере Николаса. Молодой дипломат, для которого англомания была частью семейной традиции, оказался в центре политического конфликта между Великобританией и Россией, разгоревшегося в годы Крымской кампании. Когда с завершением войны дипломатические отношения нормализовались, Николаи уже был вторым человеком в посольстве и замещал российского посланника во время его отъездов из Лондона. В 1858 г. барон Николаи с супругой был приглашен в Букингемский дворец для участия в торжествах, связанных с бракосочетанием принцессы Виктории и кронпринца Фридриха Прусского.
В биографии Николаса Николаи есть еще один эпизод, связанный с предполагаемой женитьбой наследника престола – на этот раз российского. В 1864 г., когда Николаи, как когда-то его отец, занимал пост посланника в Копенгагене, столицу Дании посетил с визитом старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович. Цесаревич остановился в доме барона Николаи и прожил в нем три недели. Целью наследника российского престола было знакомство с датской принцессой Дагмарой, которой он в итоге сделал предложение. К сожалению, внезапная и безвременная кончина цесаревича не позволила осуществиться этим планам, а Дагмара впоследствии все же стала российской императрицей, выйдя замуж за великого князя Александра (будущего Александра III), младшего брата Николая Александровича.
Дипломатическая карьера предполагает широкие связи и светские знакомства. Стоит упомянуть хотя бы о двух людях, с которыми Николаи был лично знаком. Это Федор Иванович Тютчев (напомним, что поэт, как и Николаи, был российским дипломатом) и Аврора Карловна Карамзина, дочь выборгского губернатора, знаменитая красавица и благотворительница. Их визитные карточки сохранились в семейном альбоме барона среди сотен таких же карточек, оставленных известными политиками и представителями высшей российской и европейской знати.
Последние годы жизни Николаса Мишеля Николаи были омрачены тяжелой болезнью. Он вынужден был отойти от службы и по рекомендации врачей поселился в Германии. В июле 1869 г. Николас скончался. Ему было всего пятьдесят лет. Вдова пережила его на четыре десятилетия, благоговейно сохраняя память о муже.
Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”
Читайте также
-
Антимонопольщики предупредили ретейлеров о недопустимости роста цен в предновогоднее время
-
В Выборге проходит турнир по боксу памяти основателя «Фаворита»
-
Ильичево Выборгского района избавили от задымления
-
Надежда, Рябиновый полуостров, Селезнево – новые названия железнодорожных остановок
-
В Приморске Выборгского района задержали мужчину, который поджег детские коляски
-
Школьники Выборга и района проверили силы в сочинении